Большая человеческая храбрость, или То, что было на самом деле

18 января 2013
Ирина Ульянина, «Новая Сибирь»

Академический молодежный театр «Глобус» готовит премьеру спектакля «Девочки из календаря», где добропорядочным домохозяйкам предстоит раздеться.

Менее трех недель отдаляют нас от премьерного показа новой работы главного режиссера ГАМТ «Глобус» Алексея Крикливого на Большой сцене — трагикомедии «Девочки из календаря» по пьесе британского драматурга, сценариста, поэта-песенника и композитора Тима Ферта. За основу автор взял реальную историю, произошедшую в 1998 году в глухом уголке английского графства Йоркшир, чье название известно россиянам благодаря модной породе собак-терьеров. Впрочем, эта трогательная и смешная, полная драматизма и благородства история тоже добавила славы графству, когда осенью 2003 года на экраны вышел фильм «Девочки из календаря». Лента имела бешеный успех в прокате не только в Великобритании, в США собрала 20 миллионов долларов. А далее успех закрепили театральные продюсеры: первая постановка пьесы состоялась в 2009 году в знаменитом лондонском театре Ноэля Коуарда. А в 2010 году аншлагами ознаменовалась премьера «жизнеутверждающего спектакля, возникшего от отчаяния» в Москве. Сыграли в постановке Александра Устюгова популярные актрисы Анна Каменкова, Александра Назарова, Галина Петрова, Марина Дюжева, Елена Бирюкова и другие, а вся выручка от проката перечислялись в благотворительный фонд «Жизнь», помогающий людям с онкологическими заболеваниями.

So, как говорят англичане, что в переводе означает «итак». Начну с самой истории, случившейся в действительности и доказывающей, что реальная жизнь изобилует невероятными ситуациями, которые и не снились фантазерам-писателям. Семь благонравных женщин бальзаковского и постбальзаковского возраста в тихой английской глубинке достойно доживают свой век. Дети уже выросли, остались заботы о возделывании садов и огородов. Они встречаются, чтобы обсудить рецепты варенья и приготовления пирога, разучивают гаммы, занимаются китайской гимнастикой и раз в году выпускают календарь с местными достопримечательностями вроде туманов над речкой и мостиков.

Не беда, что деньги от его продажи не всегда покрывают типографские издержки, важен ритуал. И вдруг пасторальное, рутинное течение жизни изменяет трагедия — 53-летний, никогда не болевший Джон, весельчак и всеобщий любимец, муж одной из женщин, скоропостижно умирает от лимфомы. В его палате не было даже диванчика, где могла бы примоститься супруга, чтобы провести вместе последние часы. Дамы решают приобрести такой диванчик стоимостью 360 фунтов, и возникает идея заработать на него с помощью выпуска календаря не с местными мостиками и туманами, а в стиле «Пирелли» — знаменитого издания с фото обнаженных звезд. Естественно, каждая из них проделала долгий путь сомнений, преодоления страхов и комплексов. И юным девочкам нелегко решиться на то, чтобы раздеться перед камерой, каково же добропорядочным домохозяйкам с неидеальными формами отважиться на съемки в жанре «ню»? Они подбадривали себя фразой: «Это для Джона. Джону бы эта затея понравилась». Их риск ради благородного дела оправдался с лихвой — календари вызвали шумиху в масс-медиа, были проданы тиражом 88 тысяч экземпляров (вдвое больше, чем календари «Пирелли»), собрали два миллиона фунтов для Фонда исследований лейкемии. Немаловажно, что изменилась самооценка женщин, заявивших: «Чем мы хуже девушек? Нас еще рано сбрасывать со счетов!» Они ездят по миру, выступают с лекциями, радуются открывшемуся «второму дыханию», вновь обретенному вкусу к жизни, а не прозябанию. На средства, вырученные от продаж календаря, куплен не один диванчик, переоборудована больница. А календари продолжают выходить, их охотно покупают люди, поскольку точно знают, что деньги будут использованы на спасение больных.

 Мне очень нравится эта история своим абсолютно сказочным финалом. Героини пьесы сделали конкретные шаги и дали надежду на то, что все еще может быть хорошо. Это история не про смерть, а про жизнь, — говорит главреж Алексей Крикливый, начавший работу над спектаклем минувшей осенью. — Пьеса очень деликатно подает важную тему. Каждый из нас в той или иной степени соприкасался со страшной болезнью — раком. И сколь ни грустно, есть люди, которые профанируют помощь таким больным: есть ложные сайты, объявления, сборы средств на мифические счета. Я видел фотографии настоящих «девочек» из календаря, им в районе 50 лет. Это интересные, веселые фото, сделанные с юмором. Там присутствует в первую очередь ироническое отношение к себе. Это ни в коем случае не вымогательство денег. В акте обнажения есть большая человеческая храбрость. Героиням истории она свойственна, они преодолели консервативную среду, поняв, что в жизни действительно важно, и наполнили свою жизнь новым смыслом.

На репетиции он никого из посторонних не допускает, держит в строжайшем секрете эффекты будущего спектакля. Но не делает секрета из того, что на выбор материала для премьеры повлияло наличие в труппе ярких самобытных актрис с большим личностным потенциалом и разными индивидуальностями. Разность индивидуальностей — как смена времен года в календаре. В спектакле в центральных ролях заняты заслуженные артистки РФ Тамара Кочержинская, Наталья Орлова и Ирина Нахаева, актрисы Светлана Галкина, Ирина Камынина, Светлана Прутис, Елена Гофф и Евгения Краснова. Элейн, молодого косметолога, сыграет Мария Соболева, а в немногочисленных мужских ролях — Павел Харин, Илья Паньков, Иван Басюра и Никита Сарычев. Без преувеличения отношу их в разряд «всенародных любимцев», такой актерский состав гарантирует полноценность зрелища, эмоциональных и художественно-эстетических переживаний. Сценографом и художником по костюмам вновь выступила Елена Турчанинова — постоянный соавтор Алексея Крикливого. Она сочинила более 60 костюмов, роскошных и строгих, соответствующих смене времен года и характерам персонажей. Но, как утверждает режиссер, дело не в смене нарядов, а во внутренних изменениях.

Добавлю, что автору пьесы, знаменитому Тиму Ферту, сейчас нет и 50 лет. Он родился на северо-западе Англии, на границе графств Чешир и Ланкашир. Имея музыкальную одаренность, мечтал стать композитором, но пересилил литературный талант. Ферт окончил курсы сценаристов Arvon Foundation в Кембридже, некоторое время участвовал в качестве актера в спектаклях, создал вместе с режиссером Сэмом Мендесом театральную компанию, гастролировавшую по Великобритании, и параллельно писал пьесы и сценарии. Среди самых известных фильмов, поставленных по сценариям Тима Ферта, — «Черный шар», «Чумовые боты», «Шопоголик» и, конечно, «Девочки из календаря». Сейчас человек-оркестр Ферт работает на радио, ведет авторскую передачу And Now In Colour, где исполняет свои песни и размышляет о жизни и об искусстве.

Было бы интересно узнать, как он оценит премьеру ГАМТ «Глобуса». Но пока оценить ее предстоит лишь новосибирской публике 7 и 8 февраля в Большом зале. В кассе пока еще остались билеты, спешите!..