Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00
Одинокая насмешница
24
апреля среда
19:00
24 апреля 19:00 · среда
Одинокая насмешница
16+
Большая сцена смешная и грустная история в двух частях
16+
«Не отрекаются любя…»
25
апреля четверг
19:00
25 апреля 19:00 · четверг
«Не отрекаются любя…»
16+
Большая сцена музыкально-поэтический моноспектакль
16+
Вишневые мартинсы
26
апреля пятница
18:30
Art
27
апреля суббота
18:30
4
мая суббота
18:00
27 апреля 18:30 · суббота
4 мая 18:00 · суббота
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Гадкий утенок
28
апреля воскресенье
14:00, 18:00
28 апреля 14:00, 18:00 · воскресенье
Гадкий утенок
6+
Малая сцена Ганс Христиан Андерсен
6+
Братишки
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Братишки
16+
Большая сцена комедия Рэй Куни, Майкл Куни
16+
Отель двух миров
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Женитьба Бальзаминова
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Кот в сапогах
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Кот в сапогах
6+
Малая сцена Генрих Сапгир, Софья Прокофьева
6+
Денискины рассказы
3
мая пятница
16:00
3 мая 16:00 · пятница
Денискины рассказы
6+
Большая сцена Виктор Драгунский
6+
Трое в лодке, не считая собаки
3
мая пятница
18:30
3 мая 18:30 · пятница
Трое в лодке, не считая собаки
18+
Малая сцена Джером Клапка Джером
18+
Алые паруса
4
мая суббота
18:00
5
мая воскресенье
15:00
4 мая 18:00 · суббота
5 мая 15:00 · воскресенье
Алые паруса
16+
Большая сцена мюзикл о надеждах и мечтах Максим Дунаевский, Андрей Усачев, Михаил Бартенев
16+
Чук и Гек
5
мая воскресенье
14:00
5 мая 14:00 · воскресенье
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+

К нам едет ревизор №2

12 Февраля 2016
Марина Вержбицкая, «Новая Сибирь»

Артисты «Глобуса» попытаются скорректировать «Ревизора» в сторону романтики и любви.

В этом году театральный Новосибирск оказался жаден до Гоголя. Не успели зрители отдышаться после набега упырей в «Ревизоре» театра под руководством Сергея Афанасьева, как придется двигать сюжет в романтическую сторону на большой сцене театра «Глобус». Комедию про горе-казнокрадов, знакомую больше по школьным штудиям, чем по сценическим экзерсисам, интерпретируют дважды за сезон после девятилетнего перерыва. Взглянуть по-новому на «засиженный» толкователями текст рискнул московский режиссер Роман Самгин, исправно исполняющий на подмостках новосибирского молодежного обязанности главного по комедиям. Премьера назначена на 22 марта 2016 года.

В сценической истории «Ревизора» широко известны два обстоятельства. Во-первых, тотальный успех, начиная с первой постановки еще при жизни автора (и это при крайнем недовольстве увиденной интерпретацией самого Николая Васильевича). Во-вторых, изобилие постановок, несмотря на смену эпох, правителей и режимов. За скобками траурного шествия бессмертной комедии опять-таки два пункта. Во-первых, количество вариаций никак не отражается на их качестве, потому увидеть сообразную тексту постановку сложнее, чем представляется. Во-вторых, спрос на пьесу в последние десятилетия явно утих. В столице Сибири, к примеру, с 2001-го по 2015-й «Ревизор» воплощался лишь дважды и только на музыкальных подмостках. По сюжету и слогу похождения поющего Хлестакова значительно отличались от оригинала. Тем любопытнее всплеск близкой к тексту любви на старте 2016-го, но это a propos.

На поверхности же нехитрый расклад — большая сцена драматического театра и режиссер, который «знает о комедии все и даже больше». Так рекомендует Романа Самгина новосибирский «Глобус», учитывая неувядающую популярность предыдущих самгиновских спектаклей — «Леса» по Островскому и «Скупого» по Мольеру. В центре знакомого сатирического сюжета — актер Лаврентий Сорокин (Городничий), чей талант припаивает намертво и столичных профессионалов, и достопочтенную публику. В антагонистах у заслуженного артиста кумир местных тинейджеров — Никита Сарычев (Хлестаков). Из неожиданного — слуга Осип в женском исполнении (Екатерина Аникина) и перековка остросоциального посыла на любовно-романтический. Итого в анамнезе прописано «никаких обличений и разоблачений — сплошное обаяние «голубых воришек» и полет творческой фантазии «инкогнито из Петербурга». Подробности — в интервью Романа Самгина.

 Роман Савельевич, с какими чувствами вы в третий раз возвращаетесь в новосибирский «Глобус»? 

 Я приехал в любимый город, в любимый театр, к любимым артистам. Репетирую прекрасную пьесу, говорить о которой можно бесконечно. Но все же главное не слова, а тот результат, на который мы все работаем. Сложно поставить хороший спектакль.

 Какие составляющие должны быть у пьесы, чтобы она вас заинтересовала?

 Прежде всего в пьесе должна быть человеческая история, к которой я подключаюсь. Я должен четко понимать, о чем материал. Тема должна быть. А если определять тему «Ревизора» — эта пьеса про жизнь молодого человека в нашей стране, точнее — про специфические особенности развития судьбы в нашей стране. Про возможность выжить и определить свою судьбу в условиях нашей действительности, нашей территории, нашего менталитета. Кроме того, название «Ревизор» во многом возникло в связи с именем замечательного артиста Лаврентия Сорокина, который играет Городничего.

 Кто все-таки будет в центре спектакля — Хлестаков или Городничий?

 Каждый из этих персонажей может стать центром спектакля. Пока мы репетируем, и я не знаю, что в итоге получится.

 У «Ревизора» со времен первой постановки в Александринском театре сложилась репутация остросоциальной пьесы. Вам интересен этот привычный ракурс?

 Нет. Это скучно. Сейчас сатира на тему того, что чиновники берут взятки, — общее место. Пьеса «Ревизор» никогда на сцене не имела большого успеха, потому что она сильно злая, сильно сатирическая. Потому что в ней мало человеческой составляющей. Я бы сказал, что это пьеса исключительно «для переживающих за судьбу России людей». А широкой аудитории хочется «Женитьбу», в которой сильна человеческая составляющая, касающаяся всех. Мне не интересны темы страха, взяточничества. Понятно, что все это остается в нашем спектакле — это забавно, но все-таки в «Ревизоре» мне интересна любовная линия, я хочу как-то романтически двигать историю. Почему Гоголь не вошел в пантеон мировых авторов, в отличие от Достоевского, Толстого, Чехова? Почему он — чисто национальное достояние? Потому что у Гоголя вообще нет любовной линии. Нигде. Он был очень странным в этом смысле человеком. Он не понимал женщин. Ему не интересны отношения мужчины и женщины, а ведь именно за этим следит зритель.

 Неужели в вашем спектакле кто-то кроме Хлестакова будет разбивать женские сердца?

 Зачем сейчас об этом рассказывать? Пусть зритель сам придет, увидит и скажет — нравится или нет, интересно или нет, держит история или нет. Кстати, о женских сердцах: в спектакле, помимо Анны Андреевны и Марьи Антоновны, появится еще одна героиня...

 Наивный вопрос: «Ревизор» — смешная пьеса?

 «Ревизор» — очень смешная пьеса, более того гротескная. В этом смысле для меня выдающийся спектакль — «Хлестаков» Мирзоева в театре Станиславского, где играл виртуозный необыкновенный Суханов. Это был спектакль, на который ходили студенты театральных вузов, и я в том числе. А то, куда ходят студенты театральных вузов, — это правильные места, места силы. Замечательно, поразительно, смешно!

 В какое пространство попадет зритель в вашем спектакле? Что это за уездный город, где происходят события?

 Недавно я путешествовал по Золотому кольцу России, поехал в Суздаль, Юрьев-Польский... Хотел прикоснуться к древним городам, к истории какой-то ушедшей цивилизации русской. Как-то странно, откуда ни возьмись возникают такие городки. И произошло мистическое волшебство, родился образ. Я подумал, что городок в нашем спектакле — затерянный в пространстве, спрятанный во временно-пространственной складке, потерянный от всего, туда как-то попадают из внешнего мира предметы, люди. И остаются там навсегда...

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272