Премьера в «Глобусе»: меж двух миров

8 февраля 2016
Алена Литвиненко, Sovok.info

Премьера спектакля по пьесе Эрика-Эмманюэля Шмитта «Отель двух миров» прошла в «Глобусе» 4 и 5 февраля. Зрители увидели, каково это — оказаться между жизнью и смертью вместе с другими людьми.

Спектакль «Отель двух миров» вышел в рамках проекта «„Глобус“. Место действия», в котором артисты пробуют себя в режиссерском качестве. На этот раз режиссером стал заслуженный артист России Павел Харин: он уже ставил новогоднюю сказку «В кругу друзей», которая шла два сезона, а также делал несколько спектаклей в антрепризе.

Пьеса «Отель двух миров» рассказывает о людях, застрявших между жизнью и смертью (а как у нас принято говорить — в коме). Шмитт ставит вопросы, которые захочется обсуждать спустя столетия: любовь, смерть, благородство, жизненные ошибки. При этом драматург говорит о философских проблемах ёмко и ясно, так что зритель моментально понимает мысль автора.

То же самое происходит и на сцене: герои не используют витиеватые обороты, не оставляют времени на театральные паузы и мудро, со знанием дела, говорят о жизни и смерти. И это неудивительно: их жизнь каждую секунду висит на волоске, а единственный знающий человек, которого все называют доктором С (Вера Прунич), встречает вопросы героев молчанием. Новичок Жюльен Порталь (Максим Гуралевич) не сразу понимает, где он — так что остаётся героям кроме разговоров?

Они и говорят — обо всём, что придёт в голову. Уборщица Мари (Ирина Нахаева) наводила чистоту всю свою жизнь, а теперь радостно вспоминает о том, как она лежала в больнице — ведь тогда за неё убирались другие люди! Маг Раджапур (Александр Варавин) с усмешкой наблюдает за окружающими — он в отеле постоянный жилец, с юмором относящийся к своему положению. И только президент Дельбек (Юрий Буслаев) возмущенно бегает из одной комнаты в другую, твёрдо уверенный, что ему в первую очередь должны оказать медицинскую помощь. Постояльцы осторожно окликают молодых ангелов в белом (Константин Симонов и Наталья Коровкина), которые зачастую позволяют себе подшутить над героями — ведь они, в отличие от серьёзной доктора С, могут дурачиться, сколько угодно.

Но душевное равновесие героев рушится, когда их на лифте покидает уборщица Мари. Вверх — значит, она полетит на небеса, вниз — вернётся в своё тело. Именно здесь на героев накатывает страх: за несколько секунд человек вмиг может улететь и не вернуться. И именно потому Жюльен, встретив Лору (Светлана Грунина) признаётся ей в любви спустя несколько минут после встречи: возможность потерять всё навсегда оказывается невероятно близкой — вот здесь, в маленьком лифте. Нет никаких обстоятельств, нет мыслей «я подумаю об этом позже», нет сомнений, что ему просто показалось.. Здесь не может показаться или почудиться: здесь, между жизнью и смертью, всё решается в кратчайший миг. И именно это промежуточное состояние позволяет героям быть открытыми и великодушными, даря друг другу улыбки, любовь и даже жизнь.

Режиссёр спектакля практически не отступает от оригинала пьесы: разве что в повествование добавляются задорные заигрывания Жюльена и Лоры или шуточный разговор с президентом в микрофон:

 Не думаю, что там наверху соблюдают тайну швейцарских или люксембургских вкладов. Сорок лет контрабанды, фальшивые счета?

 Мелкие грешки.

 Вопрос от радио «Грешки»!..

При этом, Павел Харин не вносит в спектакль какой-то своей, режиссёрской трактовки. Повествование полностью соответствует тексту пьесы, передавая все сюжетные перипетии. Основным тезисом постмодернистов был тот факт, что одна и та же прочитанная книга для двух человек может оказаться абсолютно разной. Однако в этом спектакле мы не видим новых смыслов — кроме тех, что были даны нам самим Шмиттом. С другой стороны, сам режиссёр признавался Miraman.ru, что изменять что-то и не было его целью:

 Для меня главная задача режиссера — правильно и бережно вскрыть автора, не пытаться его через коленку ломать, не сильно придумывать что-то за драматурга, а понять: зачем он писал произведение, что в него вкладывал.

Видимо, именно поэтому постояльцы отеля зачастую называют одного из ангелов то Габриэлем, то, собственно, Эмманюэлем, отдавая дань автору пьесы. Так что эта постановка, скорее, для любителей классики, желающих посмотреть на прочитанное в визуальном воплощении, без каких-либо трактовок. Ведь главное в театре — зарядиться энергией от актерской игры влюбленных, вместе с залом посочувствовать женщине, которая полностью изменила бы свою жизнь, и с волнением проследить за стрелкой лифта в последней сцене — а вдруг мы всё-таки узнаем, куда полетит Жюльен?