Сказка в звуках. Спектакль «Чук и Гек» отправил воронежцев в 50-е

9 ноября 2015
Дарья Бойченко, «Аргументы и факты»

Воронежцы увидели историю, призванную разбудить фантазию.

На фестиваль «Маршак» театральный режиссер детских спектаклей Полина Стружкова привезла сказку Аркадия Гайдара «Чук и Гек», построенную на звуках.

Режиссер поделилась небольшим секретом того, как создаются звуки ее постановок: «Мы не записываем настоящий поезд. Но мы записываем сначала поезд, ветер и вьюгу, сделанные с помощью различных звуков, а потом уже это воспроизводим».

Полина выбрала историю «Чук и Гек» неслучайно. На её взгляд, все повести Аркадия Гайдара шире того времени, в которое были созданы. Темы маленького человека в огромном мире, путешествий и фантазий — вечные, они актуальны для всех.

Для того, чтобы сделать советскую сказку такой необычной, ребятам из молодежного театра «Глобус» пришлось углубиться в ту эпоху, когда она была написана. Все трюки, которые используются в пьесе, были воспроизведены по книгам и технологиям 40-50-х годов.

Этот насыщенный период, в первую очередь, тесно связан с развитием радио. В каждой советской квартире радиоприемник стал целым миром рассказов и историй. Ребенок сидит на кухне на табуретке и слушает радио, а вокруг него бушует море, воюют корабли, отправляются в путешествие герои.

Полина Стружкова уверена, что вообразить подобные вещи можно только с помощью звуков.

«Тут важно передать атмосферу эпохи, дать возможность не подсказывать образы визуально, а сделать так, чтобы они рождались сами с помощью звуков. Нам важно, чтобы у каждого зрителя родилась своя ассоциация. Историю одновременно воображают и персонажи сказки и зрители».

В этом и есть ценность такого представления — когда все смотрят общую историю, а ассоциации возникают у каждого зрителя свои собственные. Конечно, не всё, что происходит на сцене, записывается в сию же секунду. Конечно, это игра. Однако игра, в которую отчаянно верят актёры, и в которые должны поверить даже самые искушенные зрители.