Красные и белые объединились на благо искусства

18 марта 2011
Марина Вержбицкая, «Новая Сибирь»

Новосибирский молодежный театр «Глобус» завершил репетиции самой масштабной постановки сезона. 17–18 марта на большой сцене театра проходит премьера спектакля «Дни Турбиных» по пьесе Михаила Афанасьевича Булгакова. Режиссером-постановщиком «вершины театрального успеха» выступила московский режиссер Елена Невежина. Создание главной премьеры года постановочная команда приурочила к 120-летию со дня рождения писателя, отмечать которое на государственном уровне Россия планирует в мае.

Праздновать день рождения Булгакова (писатель родился 3 мая (15 мая) 1891 года) Россия задумала стандартным набором культурных и околокультурных событий — выставки, вечера, кино-, теле- и театральные премьеры, семинары, концерты, круглые столы, фестивали и издание пробулгаковского нон-фикшн. К празднованию 120-летия классика XX столетия присоединится также Украина, в столице которой Михаил Афанасьевич, как известно, появился и по решению Рады слывет «видатным украинським письменником Михайлой Опанасовичем». Указ о совместных мероприятиях президентами Медведевым и Януковичем уже подписан, а реализация поставленных задач начнется меньше чем через месяц после опять-таки совместного празднования 50-летия со дня полета в космос Юрия Гагарина. Из российских проектов, приуроченных к 120-летию Булгакова, уже анонсированы премьера мюзикла Владимира Дашкевича «Роковые яйца» в Казанском академическом русском большом драматическом театре им. В. И. Качалова, выход восьмисерийной экранизации романа Булгакова «Белая гвардия» питерского режиссера Сергея Снежкина, долгожданная премьера фильма «Мастер и Маргарита» Юрия Кары и прочая.

Не останется в стороне и Новосибирск. Посмертный юбилей Мастера отпразднуют театр «Глобус» и известный московский режиссер Елена Невежина. Поставив в прошлых сезонах на сцене новосибирского молодежного «Белую овцу» Д. Хармса и Mutter В. Дурненкова, выпускница Государственного института театрального искусства (мастерская Петра Фоменко) вернулась, чтобы представить новую сценическую версию легендарной пьесы Михаила Булгакова: 1918 год. В стране — гражданская война, в Киеве — германская оккупация, а в доме Турбиных царят спокойствие и уют. Поиски единственно верного пути станут причиной многих драматических событий и в стенах этого дома. Будут потери и боль, сомнения и противоречия, но они не нарушат главного — достоинства и уважения героев друг к другу.

Для полноценной реализации замысла госпожа Невежина решила не ограничиваться труппой «Глобуса» и пригласила для участия в постановке артистов «Красного факела». Так на одной сцене оказались Денис Малютин, Лаврентий Сорокин, Максим Гуралевич, Анна Михайленко, Артур Симонян, Павел Харин, Юрий Соломеин, Никита Сарычев и их коллеги Константин Колесник и Максим Битюков.

Сценическая и литературная судьба «Дней Турбиных», как принято писать в школьных сочинениях, парадоксальна. Театральный вариант романа «Белая гвардия» принес автору ошеломляющий успех и вызвал глубокую симпатию рябого Хозяина, но не смог спасти ни себя, ни автора от цензуры и режима. Пьесу разрешали, ставили, громили в газетах, обвиняли в пропаганде белого движения, упрекали в буржуазных настроениях, запрещали, снимали с репертуара, потом опять разрешали, ставили и так по кругу, пока в права не вступила новая эпоха, упразднившая бесконечный бег «Дней Турбиных» от зрителя за вопиющей неправомерностью. Об актуальности истории давно минувших дней для новосибирской публики рассказывает режиссер-постановщик спектакля Елена Невежина:

 Елена, почему вы обратились к пьесе «Дни Турбиных»?

 Как сказал древний китайский мыслитель и философ Конфуций: «Не дай вам бог жить в эпоху перемен». История XX века в России не очень отрефлексирована на общенародном уровне. Удивительно, но вопрос про Белую и Красную армии до сих пор остается открытым. Как показывают социологические исследования, мы так до конца и не осознали причинно-следственные связи тех событий. Наше время не менее смутное. Сегодня много говорят о стабилизации, но внутри у простого человека, и у меня в том числе, возникает чувство полной растерянности. Так сложно отделить родину от людей, которые ее представляют, то есть народ вообще от твоих друзей, от твоего круга общения. Этот клубок, в котором мы живем, — все из того времени идущее. Когда возникает чувство, что никто не ответит на этот вопрос, кроме тебя самого, тогда возникает территория личной ответственности. Наши внутренняя гражданская позиция и самоуважение рождаются прежде всего изнутри. И сегодня это важно как никогда.

 Тема Гражданской войны имеет для вас особое значение?

 Когда я думаю о Гражданской войне, у меня замирает сердце от полного непонимания случившегося. Как часто сегодня можно услышать: вот пришли большевики, террористы, разрушили такую прекрасную страну. А ведь даже перечитывая Толстого, понимаешь, что всему, что творилось тогда в России, были очевидные предпосылки. Отнюдь не все было так благополучно, как рисуется многим. Все гораздо сложнее. Очень хочется спокойствия и ясности по этому поводу. Хочется переосмыслить, пережить и уложить в себе. Жаль, что художественного литературного материала о Гражданской войне почти нет. Фактически Михаил Булгаков — единственный автор, который обращался к этой теме. Конечно, есть Алексей Толстой и его «Хождение по мукам», но это другая история.

 Актуальны ли для современного общества, на ваш взгляд, понятия «честь», «долг», «внутреннее достоинство», на которых, собственно, и держался дом Турбиных?

 В пьесе отчетливо звучит мысль о том, что обязательно наступает момент, когда ты живешь в своей собственной системе координат, и она оказывается для тебя лично важнее, чем система координат, навязанная извне. Сегодня у нас нет насажденной идеологии, которой необходимо следовать, но при этом возникают другие полюса, связанные с денежными взаимоотношениями, корпоративной принадлежностью и т. д. Мне кажется, что без внутренней опоры человек не может жить вообще. Если внутри все дозволено, начинается какая-то «достоевщина», и человек на самом деле сходит с ума. Если в тебе нет понятий: «можно — нельзя», «должно — не должно», жить просто невозможно. Но сейчас сложнейшее время еще и из-за того, что это никаким образом нигде не прописывается и никем не поддерживается.

 А какое место занимает сегодня понятие «родина»?

 Об этом не принято говорить, но у нас потеряно чувство родины. Мы не связаны с Россией как с родиной, а скорее живем в неком конкретном месте. Мы не испытываем чувство гордости за страну. Не за правительство, государство, а именно за страну, за людей. Даже в пресловутых поездках за границу нет ничего хуже, чем встретиться с соотечественниками. Это очень печальное ощущение.

 Есть ли в «Днях Турбиных» герой, который вам наиболее близок, или такое разделение для вас невозможно?

 Конечно, невозможно. Пьеса не индивидуалистская. Здесь нет главного героя, вокруг которого все строится. Здесь дело именно в сообществе людей. У каждого из них есть какие-то слабости, есть сильные стороны. Как раз это сообщество людей меня греет и привлекает — как убежище, семья, дом, маленький осколок того, что мы называем родиной.

 Вы в третий раз ставите спектакль в «Глобусе». Как вам работается в этом театре?

 Если бы работалось плохо, наверное, не возвращалась бы. Третий раз — и есть очевидный ответ. Хотя у нас имеется пополнение: артисты театра «Красный факел» — Константин Колесник и Максим Битюков. Отчасти это символичный акт: обычно ведущие театры города вступают в некое «творческое соревнование» между собой, а здесь получается такое примирение, единение. Красные и белые объединились на благо искусства.