Катись, колесо!

29 мая 2014

Ирина Тимофеева, «Ведомости»

В Новосибирске состоялась «церемония отправки ценных грузов»: здесь подвели итоги межрегионального фестиваля «Ново-Сибирский транзит». Ни один из наших местных театров, отобранных экспертами, не остался обиженным.

Девять дней инициатор проведения фестиваля «Красный факел» изображал транспортно-логистическую компанию: «отгружал» театральные коллективы Сибири, Урала и Дальнего Востока и лучшие спектакли двух последних лет. В том же автодорожном антураже были подведены итоги фестиваля-конкурса: лауреатов «Ново-Сибирского транзита» прямо на сцене подхватывал автопогрузчик и сгружал в кузов фуры — как ценный груз, готовый к отправке домой.

 Фестиваль и распределение наград — это тоже спектакль. Всё игра. И заседание жюри — игра, и финальная церемония — игра, — считает председатель жюри и театральный обозреватель газеты «КоммерсантЪ» Роман Должанский. — Думаю, программа фестиваля была чрезвычайно интересной и представительной, хотя и неравномерной. За каждым спектаклем, которые мы смотрели, стояла если не большая удача, то театральный сюжет, который был нам интересен. Ни одного из часов на спектаклях фестиваля я не провёл зря. Наше решение честное, оно обсуждалось всеми членами жюри. Были споры, но в результате мы пришли к единому мнению. Думаю, все мы разделяем ответственность за это решение и готовы его объяснять.

 Мне очень повезло, что выдалась возможность посмотреть спектакли с другой стороны сцены, — поделилась с журналистами вошедшая в состав жюри актриса Светлана Замараева. — Это очень интересный опыт, творческое счастье. Горюшка-то сейчас очень много, идёт шествие разрушителей, и очень много в искусстве высказываний через злую иронию. А театры Сибири, Урала и Дальнего Востока настроены на «лечение» проблем. Здесь все спектакли такие: «Веленью Божию, о муза, будь послушна...» И это так вдохновляет!

Проблемы региональных театров и культурной политики в этой сфере, на которые намекает народная артистка РФ, обсуждались на круглом столе в рамках специальной программы фестиваля. Например, директор Челябинского академического театра драмы имени Наума Орлова Елена Петрова рассказала о том, что в Год культуры в регионе произошло серьёзное урезание строчек бюджета на «культурные» цели. С подобными тенденциями столкнулись и другие театры провинции, как итог — приходится отказываться от обменных гастролей, слишком дорого обходится «дорога» — билеты, транспортировка декораций, проживание. Директор Тюменского драматического театра Сергей Осинцев перевёл обсуждение в другое русло, поделившись своей историей: в ходе оптимизации, которую провёл региональный департамент культуры, театр стал подразделением концертно-театрального объединения наряду с филармонией, кукольным театром, домом культуры и другими учреждениями. После укрупнения у всех них общая бухгалтерия и «нет полномочий тратить деньги — только зарабатывать».

К слову, о судьбе театра, его выживании в нынешних реалиях, тюменцы рассказали и на языке театрального капустника и даже заслужили своей трагикомической постановкой, в которой смех раздавался сквозь слёзы, специальный приз жюри.

Специальная премия «Надежда сцены» досталась Екатерине Девятовой за роль Стефани в спектакле «Камень» Челябинского академического театра драмы им. Наума Орлова. В другой спецноминации была отмечена Татьяна Фролова, режиссёр и создатель легендарного авторского театра «КнАМ» в Комсомольске-на-Амуре. Спецприза от Союза театральных деятелей РФ и творческой командировки удостоился Александр Шарафутдинов, Солист в спектакле «Очи чёрные» Курганского драматического театра.

Стоит отметить, что лауреатов фестиваля объявляли Елизавета Боярская, Константин Райкин, Валерий Фокин, Юрий Бутусов, Евгений Миронов, Семён Фурман и другие известные театральные деятели. Их приветственные слова транслировались на большом экране над сценой.

Так, за роли второго плана дипломы «Ново-Сибирского транзита» получили Николай Аузин, поручик Шервинский в спектакле «Дни Турбиных» Тюменского драматического театра, и Дарья Савинова («Василиса Мелентьева», Минусинский драмтеатр). Наталья Розанова, Герда в спектакле «Снежная королева» Красноярского ТЮЗа, была награждена за лучшую женскую роль. «Лучшая работа художника», по мнению жюри, у Алексея Вотякова в спектакле «Время женщин» Магнитогорского драматического театра имени А. С. Пушкина. За лучшую работу режиссёра был отмечен Борис Павлович и его спектакль «Анна Каренина» по пьесе Клима Хабаровского театра юного зрителя.

Отрадно, что все четыре новосибирских театра, участвовавших в «Ново-Сибирском транзите», не остались без наград. В номинации «Лучший спектакль малой формы» победил «Унтиловск» ГДТ под руководством Сергея Афанасьева. «Ручейник...» театра «Старый дом» режиссера Семёна Александровского — «Новация» фестиваля. «Лучшим спектаклем большой формы» назван KILL «Красного факела» — режиссёрская работа Тимофея Кулябина. А Лаврентий Сорокин, Позднышев в спектакле «Крейцерова соната» театра «Глобус», отмечен жюри в номинации «Лучшая мужская роль».

 Этот фестиваль и вообще фестивали, гастроли, насыщенная театральная жизнь необходимы нам, такой выход, такая отдача нужны актёрам, которые варятся в собственном соку, — растроганно говорил Лаврентий Сорокин в ответном слове победителя. — Спасибо огромное режиссёру Алексею Михайловичу Крикливому и моим коллегам, спасибо Льву Николаевичу Толстому, который нет-нет да вылезает у меня из гардероба дома, спасибо жене, которая терпит это. Спасибо вам за то, что вы есть, за то, что вы светите.

Трогательным моментом церемонии стало награждение в номинации «За честь и достоинство». Почётные призы фестиваля достались Валерию Дьяконову, актёру Красноярского театра им. А. С. Пушкина, и Татьяне Козицыной, 16 лет прослужившей директором Молодёжного театра Алтая.

 Все эти дни помимо впечатлений о спектаклях мы набирались впечатлений о людях, которые заполняли залы. Ни на одном из фестивальных спектаклей не было свободных мест, по крайней мере, в его начале. Вы действительно замечательные зрители, жадные до театра, способные замирать, вникать, внимать как интеллектуальные, серьёзные работы, так и быть открытыми, раскованными на спектаклях комедийных. Как горячо вы приветствуете актёров! И даже мобильные телефоны здесь звучат если не реже, чем в Москве, то, по крайней мере, не чаще. Гран-при фестиваля мы решили вручить новосибирским театральным зрителям, — особо отметил Роман Должанский, запустив в воздух конфетти из взорванной хлопушки.

«Ново-Сибирский транзит» завершён. Но хочется верить, что колесо в эмблеме фестиваля будет вращаться и дальше, несмотря на непростые времена, которые переживают региональные театры. Хитро улыбаясь, руководитель фестиваля Александр Кулябин намекнул, что, освоив темы железной дороги, авиационных перелётов и автопогрузки, «Ново-Сибирский транзит» не брался пока за тему водных перемещений. То ли ещё будет!