Поллианна
2
апреля вторник
18:30
14
апреля воскресенье
18:00
2 апреля 18:30 · вторник
14 апреля 18:00 · воскресенье
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Art
2
апреля вторник
18:30
2 апреля 18:30 · вторник
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Отель двух миров
3
апреля среда
18:30
3 апреля 18:30 · среда
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Дни Турбиных
4
апреля четверг
18:30
4 апреля 18:30 · четверг
Дни Турбиных
12+
Большая сцена Михаил Булгаков
12+
Чук и Гек
4
апреля четверг
14:00, 18:30
4 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+
Женитьба Бальзаминова
5
апреля пятница
18:30
5 апреля 18:30 · пятница
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Спасите Леньку!
5
апреля пятница
14:00, 18:30
5 апреля 14:00, 18:30 · пятница
Спасите Леньку!
12+
Малая сцена Малика Икрамова
12+
Ревизор
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Денискины рассказы
7
апреля воскресенье
18:00
13
апреля суббота
18:00
Трое в лодке, не считая собаки
7
апреля воскресенье
18:00
Учитель танцев
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Учитель танцев
16+
Большая сцена Лопе де Вега
16+
Лисистрата
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Лисистрата
18+
Малая сцена Аристофан
18+
Всем кого касается
10
апреля среда
18:30
11
апреля четверг
14:00, 18:30
Игроки
10
апреля среда
18:30
10 апреля 18:30 · среда
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Каштанка
11
апреля четверг
14:00, 18:30
11 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
104 страницы про любовь
12
апреля пятница
18:30
12 апреля 18:30 · пятница
104 страницы про любовь
16+
Большая сцена Эдвард Радзинский
16+
Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00
Почти по Гоголю
Почти по Гоголю
18+
К Международному дню театра • 27 марта 2024 года
18+

Король-ребенок

26 Февраля 2015

Ирина Тимофеева, «Ведомости»

Может ли ребёнок возглавить целое государство и попытаться сделать счастливыми всех вокруг?

В марте на большой сцене театра «Глобус» выйдет спектакль «Король Матиуш», в основе которого лежат две повести польского писателя Януша Корчака. В детской педагогике этот автор — фигура знаковая. Именно он написал знаменитые педагогические труды «Как любить ребёнка» и «Право ребёнка на уважение», в которых заложил важные принципы воспитания ребёнка. Люби своего ребёнка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребёнок — это праздник, который пока с тобой«. «Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой». «Ребёнок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нём творческого огня».

Основав в Варшаве «Дом сирот» для еврейских детей в 1911 году, Януш Корчак до конца своих дней был со своими воспитанниками и трижды отказывался спасать свою жизнь. Первый раз — когда принял решение не эмигрировать в Палестину перед оккупацией Польши, чтобы не оставлять «Дом сирот» на произвол судьбы. Второй — когда отказался бежать из Варшавского гетто. Наконец, 5 августа 1942 года двести воспитанников «Дома сирот» отправили в товарных вагонах в Треблинку — концентрационный лагерь. К Янушу Корчаку тогда подошёл офицер СС и поинтересовался, не он ли написал «Короля Матиуша», добавив, что книга хорошая, он читал её в детстве. Он предложил поляку свободу, но не секрет, что Корчак от такой свободы отказался и предпочёл остаться со своими детьми — и вместе с ними погибнуть.

«Глобус» спектакль по повестям Януша Корчака в инсценировке Полины Бородиной из Екатеринбурга создаёт московский режиссёр Полина Стружкова, которая ставит исключительно для детей. В Новосибирске она уже выпустила хорошие детские спектакли — «Чук и Гек» Аркадия Гайдара и «Синяя птица» Мориса Метерлинка.

 Мы привыкли, что в театре есть сказки для детей, но мне интереснее всего как раз уходить от этого жанра, пробовать и открывать другие способы разговора, — объясняет свой выбор Полина Стружкова. — Как писал Януш Корчак в своей книге: «Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, с иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств». В старших классах я училась в Московской международной киношколе. Там нам очень много рассказывали про Януша Корчака, мы ставили спектакли и рисовали мультфильмы по материалам его произведений. Сейчас, прочитав многие его повести, основную книгу «Как любить ребёнка», я понимаю, что всё обучение в школе было построено по принципам, описанным в этой книге. Корчак говорил о системе самоуправления детей в школе или в интернате — не об игре (как день самоуправления), а об ответственности, которую человек берёт на себя по устройству всего этого микромира, всего, что происходит в школе. Второй принцип — это всё время делать что-то для других: мы ставили спектакли, снимали кино в школе, а потом возили это в колонии для несовершеннолетних, в детские дома, делали с воспитанниками совместные постановки. Третий принцип — нас всегда побуждали к каким-то свершениям. Вот так, совсем недавно, я поняла, что училась в школе, которая во многом основывалась на трудах Корчака. Самое удивительное, что автор был реформатором и школьного образования, и воспитания детей, оставшихся без родителей, а также реформатором в принципах родительского воспитания детей. Нет маленького человека, за которого нужно всё решать. С рождения к ребёнку нужно относиться как к сознательной личности. И открытие это потрясающее.

Этот принцип заложен в самом сюжете «Короля Матиуша». В одном государстве умирает король, и маленькому принцу Матиушу приходится занять его трон. Министры собственного государства не доверяют мальчику, а правители соседних стран, не видя в нём достойного соперника, тут же объявляют ему войну. Действия разворачиваются то на фронте, то в жарких песках Африки, то на необитаемом острове. Королю-ребёнку предстоит сражаться, принимать совсем не детские решения и искать ответ на вопрос, как сделать счастливыми всех вокруг.

 Приключения фантастические, а открытия очень «человеческие», — продолжает Полина Стружкова. — Мысль книг, которые мы взяли за основу работы, — свобода начинается внутри человека и через его собственный опыт, личное познание. Они написаны так, словно распадаются на отдельные главы, и ты читаешь их, как будто смотришь сезон захватывающего сериала. Но невозможно поставить на сцене книгу. Ожившие картинки книги — это не цель театра или кино. Взбудоражить мысль зрителя — вот самое главное. Поэтому в качестве формы спектакля мы взяли пространство архива: есть некий профессор, который по документам исследует историю Матиуша, он и рассказывает зрителям о нём. Так что это будет ожившая, почти документальная история.

«Глобус» спектакль по повестям Януша Корчака в инсценировке Полины Бородиной из Екатеринбурга создаёт московский режиссёр Полина Стружкова, которая ставит исключительно для детей. В Новосибирске она уже выпустила хорошие детские спектакли — «Чук и Гек» Аркадия Гайдара и «Синяя птица» Мориса Метерлинка.

 Мы привыкли, что в театре есть сказки для детей, но мне интереснее всего как раз уходить от этого жанра, пробовать и открывать другие способы разговора, — объясняет свой выбор Полина Стружкова. — Как писал Януш Корчак в своей книге: «Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, с иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств». В старших классах я училась в Московской международной киношколе. Там нам очень много рассказывали про Януша Корчака, мы ставили спектакли и рисовали мультфильмы по материалам его произведений. Сейчас, прочитав многие его повести, основную книгу «Как любить ребёнка», я понимаю, что всё обучение в школе было построено по принципам, описанным в этой книге. Корчак говорил о системе самоуправления детей в школе или в интернате — не об игре (как день самоуправления), а об ответственности, которую человек берёт на себя по устройству всего этого микромира, всего, что происходит в школе. Второй принцип — это всё время делать что-то для других: мы ставили спектакли, снимали кино в школе, а потом возили это в колонии для несовершеннолетних, в детские дома, делали с воспитанниками совместные постановки. Третий принцип — нас всегда побуждали к каким-то свершениям. Вот так, совсем недавно, я поняла, что училась в школе, которая во многом основывалась на трудах Корчака. Самое удивительное, что автор был реформатором и школьного образования, и воспитания детей, оставшихся без родителей, а также реформатором в принципах родительского воспитания детей. Нет маленького человека, за которого нужно всё решать. С рождения к ребёнку нужно относиться как к сознательной личности. И открытие это потрясающее.

Этот принцип заложен в самом сюжете «Короля Матиуша». В одном государстве умирает король, и маленькому принцу Матиушу приходится занять его трон. Министры собственного государства не доверяют мальчику, а правители соседних стран, не видя в нём достойного соперника, тут же объявляют ему войну. Действия разворачиваются то на фронте, то в жарких песках Африки, то на необитаемом острове. Королю-ребёнку предстоит сражаться, принимать совсем не детские решения и искать ответ на вопрос, как сделать счастливыми всех вокруг.

 Приключения фантастические, а открытия очень «человеческие», — продолжает Полина Стружкова. — Мысль книг, которые мы взяли за основу работы, — свобода начинается внутри человека и через его собственный опыт, личное познание. Они написаны так, словно распадаются на отдельные главы, и ты читаешь их, как будто смотришь сезон захватывающего сериала. Но невозможно поставить на сцене книгу. Ожившие картинки книги — это не цель театра или кино. Взбудоражить мысль зрителя — вот самое главное. Поэтому в качестве формы спектакля мы взяли пространство архива: есть некий профессор, который по документам исследует историю Матиуша, он и рассказывает зрителям о нём. Так что это будет ожившая, почти документальная история.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272