Парадоксы «Парадиза»

21 ноября 2002
Татьяна Коньякова, «Вечерний Новосибирск»

Подведены итоги ежегодного театрального конкурса

Торжественную церемонию награждения победителей «Парадиза» (которая на сей раз проходила на сцене театра «Глобус») открыли звуки нестареющего гимна, ставшего эпиграфом к жизни Великого Комбинатора: «И разве мой талант и мой душевный жар не заслужили скромный гонорар...» Талант и душевный жар наших служителей Мельпомены, без сомнения, достойны и признаний, и гонораров. В качестве последних были овации зала, белая зависть коллег и конверты на блюдечках с голубой каемочкой.

В роли товарища Бендера весь вечер выступал Евгений Важенин, который и командовал парадом — вел церемонию награждения и сопровождавшее ее праздничное шоу. В группе поддержки — за Кису, Эллочку и Шуру Балаганова — актеры театра «Глобус». Сыном лейтенанта Шмидта был назначен Евгений Миллер, которого залу представили просто и коротко — «сын». Если главными делами мужчины считать — посадить дерево, вырастить сына и проч., ну, вы поняли, то за местного министра культуры Владимира Миллера волноваться не приходится — с сыном у него все о’кей. Евгений Миллер, кстати, получил «Парадиз» в номинации «Лучшая мужская роль». Актер он, как говорится, от Бога.

Как и положено при церемониях награждения, ведущие тянули интригу, номинанты волновались, а победители достойно несли бремя славы.

Лучшие

По традиции основное соревнование развернулось между театрами драматическими — четыре «Парадиза» у Глобуса«, по одному — у «Красного факела» и «Актерской антрепризы». Больше всего наград «сорвал» Оперный — 9 «Парадизов», в том числе Гран-при.

Признанная лучшей актрисой сезона Ирина Савицкова была немногословна — поблагодарила театр за теплый прием в коллективе «Глобуса», сказала, что чувствует себя в труппе театра очень комфортно. За красавицей Ириной — недавним приобретением новосибирской сцены — город наблюдает с вполне понятным вниманием: интерес к ее актерскому мастерству подогревается и обаянием образа, и ее «историей» — «декабристка», приехавшая в Сибирь за мужем-петербуржцем. Впрочем, если ваш муж Александр Галибин, вы бы тоже стали «декабристкой». Ирина Савицкова выдвигалась на «Парадиз» двумя своими ролями — графини Розины («Женитьбы Фигаро») и маркизы де Сад («Маркиза де Сад») — обе, на наш взгляд, равно достойны награды.

Принимая награду за лучшую женскую роль второго плана (мадмуазель де ла Трэнгль, «Последняя любовь Дон Жуана», театр «Красный факел»), актриса Галина Алехина призвала драматургов больше поклоняться женщинам, а режиссерам больше их обожествлять.

 Тогда бы женщинам-актрисам не пришлось играть на сцене этих идиоток, ханжей и дур, что по-актерски интересно, но женщины недостойно. Впрочем, когда Галина Алехина заявила, что «за дуру Трэнгль» она бы себе премии не дала, актриса явно поскромничала. В ее праве на награду никто не сомневался — достойна, что тут скажешь, умеет играть и дур, и умниц, да так, что «мороз по коже».

Парадоксы

Парадоксы тоже были. Жаль, например, что осталась «без конверта» «Кроткая» Галибина — спектакль культовый, общепризнанный шедевр «Глобуса» (выдвигался по трем номинациям). В номинации «Гран-при» ему пришлось соревноваться с «Кармен», а это, извините, борьба в разных весовых категориях. То же самое можно сказать и о «Маркизе де Сад» Игоря Лысова с прекрасным актерским составом и интересной режиссурой — тоже, на наш взгляд, награды достойно...

Есть повод подискутировать на предмет — спектакли малой или большой сцены лучше удаются Александру Галибину. «Парадизы» он получает за большую сцену, а нам представляется мастером, умеющим, как никто другой, тонко, точно и проникновенно «обживать» пространство малой...

Впрочем, поводов для дискуссий всегда много, особенно при проведении конкурсов такого рода — «почему одному премию дали, другому нет», насколько правомерны критерии оценки и проч. Кстати, о критериях. В этом отношении «Парадиз», как нам представляется, тоже далеко не идеален, особенно в плане оценки работ театров музыкальных. Хотя, с другой стороны, трудно разработать идеальную схему, если конкурс проходит в пределах одного города, где музыкальных театров всего два, да и те разноплановые. Как, например, в номинации «Лучший дебют» сравнивать и оценивать исполнителя балетной партии в Оперном театре и вокалиста в Театре оперетты? В общероссийской практике опера и оперетта, как котлеты с мухами, — всегда разделены. Видимо, размытость критериев стала причиной того, что оперетта в этом сезоне свои работы на конкурс не представляла. Участвовал в «Парадизе» лишь заявленный еще в прошлом сезоне спектакль «Граф Люксембург» в номинациях «Лучшая режиссура» и «Лучшая работа дирижера».

 Тут нет никакого скандала, — комментирует ситуацию художественный руководитель театра Леонид Кипнис (при том он не отрицает, что сравнивать балетную партию с вокалом не совсем корректно). Как бы то ни было, но по ряду позиций Оперному пришлось соревноваться с самим собой. Та же история с куклами, у которых в городе конкурентов тоже нет (областной театр кукол — один).

И все-таки «Парадиз» у нас есть, и в том, что это хорошо, уже давно не сомневается никто. Как и всякий конкурс — это мероприятие в определенной степени условное, а «градус талантливости» — понятие весьма зыбкое. И все-таки «Парадиз» представление о состоянии театра, и достаточно адекватное, определенно дает, с этим не поспоришь. И кроме того — это такой замечательный праздник, такой достойнейший повод служителям Мельпомены собраться — поспорить, пообщаться, обменяться... А это, согласитесь, дорогого стоит.