Десятый вал

7 января 2014
Ольга Галахова, сайт «Независимой газеты», Новосибирск-Москва

В Новосибирске завершился один из самых масштабных теафорумов Сибири — Международный Рождественский фестиваль искусств

Раз в два года хозяин фестиваля Молодежный театр «Глобус» превращает городское пространство в праздник искусств. В течение двадцати дней площадки принимают коллективы со всей страны, из ближнего и дальнего зарубежья. Драматическую, музыкальную программу, афишу лучших спектаклей Новосибирска отличает качественный отбор, а у самого фестиваля всегда были и остаются амбиции показать по возможности то лучшее, что есть в современной культуре. В этом году фестиваль отметил десятилетний юбилей.

На этот раз гостями в драматической части стали и Театр «Сатирикон», и Новый Рижский театр, и Самарский ТЮЗ «САМАРТ», и Московский драматический театр им. А.С. Пушкина, и РАМТ. Режиссура была также представлена ведущими именами Валерия Фокина («Вечер с Достоевским»), Алвиса Херманиса («Соня»), Миндаугаса Карбаускиса («Ничья длится мгновение»), Юрия Бутусова («Добрый человек из Сезуана»). Сергей Юрский показал спектакль «Полеты с ангелом. Шагал» (копродукция Драматического театра им. М.Н. Ермоловой и театрального агентства «Арт-Партнер ХХI»).

Каждый раз организаторы фестиваля добавляют новые акценты. На этот раз в течение нескольких дней в Театре «Глобус» шла выездная лаборатория современной пьесы Любимовка, на которой состоялись презентации четырех пьес (кураторы Анна Банасюкевич и Оксана Кушляева).

Помимо того, прошли как традиционные встречи со зрителями известных актеров, в частности, Константина Райкина, так фестиваль попробовал выйти на новые территории. Читку пьесы «Бесконечный апрель» драматург Ярослава Пулинович провела в книжном магазине, где после состоялась дискуссия..

Директор театра Татьяна Людмилина для общения с прессой предложила форму делового завтрака, и в одном из самых высотных зданий, именуемых «Кобра», в ресторане, расположенном на 24 этаже, хозяйка фестиваля провела встречу с журналистами. В частности, она обратила внимание на то, что Рождественский фестиваль проходит на территории не только города, но и области. Так на тот момент организаторы готовили выезд концерта с участием более ста человек за пределы города, за 280 км от Новосибирска — с первоклассными музыкантами.

Сам Театр «Глобус» естественно включил в афишу фестиваля несколько собственных спектаклей, среди которых золотомасочный «Август: Графство Осейдж», поставленный Маратом Гацаловым; «Игроки» Александра Галибина, который с начала 2000-го года был здесь три сезона главным режиссером, и с ним, что важно отметить, не теряют связи по сей день в Новосибирске; «Арт» (режиссер Денис Малютин). Также в рамках теафорума показаны два спектакля «Толстая книга» по шокирующему роману швейцарской писательницы Аготы Кристоф и «Крейцерова соната» по повести Л. Толстого (премьера), поставленных главным режиссером театра Алексеем Крикливым.

Из всего наследия Толстого эта повесть особо ложится на наш век. Героя Позднышева, убившего свою жену, четыре сезона назад в Москве сыграли и Михаил Пореченков в МХТ им. А.П. Чехова, и Александр Заводюк в Театре им. А.С. Пушкина. Оба актера, естественно, по-разному, присваивали себе эту исповедь убийцы собственной жены, но объединяло их то, что они сами хотели найти ответ на беспощадный вопрос графа Л. Толстого, точнее разрешить неразрешимую дилемму героя: жить морально в браке невозможно, но и без брака жизнь не назовешь моральной.

Позднышев попадает в этот капкан собственной мысли. В новосибирском «Глобусе» его играет уважаемый и любимый в городе актер Лаврентий Сорокин, который сближает персонаж в большей мере с героями Гоголя, Достоевского. Он не столько общается с попутчиком в поезде, сколько ведет исповедь для самого себя. Ему не нужны собеседники, потому что такой Позднышев не ищет истину, — он поглощен диалогом с самим собой. Вся роль — внутренний монолог, в котором актер пребывает от первой до последней сцены. Он не знает, как стал убийцей, и кажется, что его память, возвращается и возвращается к подробностям случившегося. Этот Позднышев будоражит свою ослабевшую психику — такового, действительно, могли признать невменяемым и удалить от детей.

Режиссер А. Крикливый переносит время действия в сегодняшний день, а место действия — в вагон-ресторан с барной стойкой, за которой официант и официантка живут суетливой жизнью заведения, но то и дело включаются своими банальными репликами в драматическую исповедь Позднышева, особенно женщина (Светлана Галкина). Среди посетителей и жена Лиза (Екатерина Аникина) — изящная красавица, так и не успевшая распознать больную душу своего мужа. Она залетела в мир и исчезла. Позднышев же остался доживать свою жизнь как убийца, объявленный невменяемым.