«Ворон» – сказка с намёком

22 декабря 2014
Маргарита Данилова, «Пенсионеры онлайн»

Молодёжный театр «Глобус» поставил на малой сцене новую премьеру — «Ворон» по пьесе итальянского драматурга Карло Гоцци, создателя театральных сказок для взрослых.

Тот брал за основу народную сказку и вписывал в сюжет хорошо известные всем маски комедии дель арте — Панталоне, Тарталью, Бригеллу, и Труффальдино. Затем, в драматическом коктейле автор причудливо смешивал пародии, волшебные превращения, трагические коллизии, зрелищные эффекты, что очень нравится зрителю и приводит его в полный восторг.

На этот раз сюжет взят из королевской жизни и повествует о том, как во время охоты король Фраттомброзы Миллон убивает чёрного Ворона, чем навлекает на себя проклятие Людоеда. Отныне его жизнь — это череда непрерывных терзаний и приступов безумия. Повсюду его преследуют чёрные перья и кровь убитой птицы. Возможно, ему это только мерещится, а спасти монарха от тяжелой напасти может лишь любовь девушки с волосами цвета воронова крыла и с кожей мраморной белизны.

Желая помочь своему единственному кровному брату, принц Дженнаро похищает для него дамасскую принцессу Армиллу — красавицу с мраморной кожей и волосами цвета воронова крыла, чем навлекает беспощадный гнев её отца, чародея Норандо. На весы поставлены жизни обоих братьев, но сердобольный Дженнаро берёт всю вину на себя, чтобы защитить счастье молодых — брата и его прекрасной невесты, которую, к тому же, спасает во время кораблекрушения в море. Честный и справедливый, он меньше всего в жизни думает о себе, всё — о других, о своих верных друзьях, а особенно о своем старшем брате, для которого он готов расстаться с собственной жизнью и превратиться в холодный горючий камень...

Это внешняя сторона спектакля, за простым сюжетом сказки скрыта глубинная трагедия человеческого существования, где даже самые родные люди — кровные братья не всегда понимают, а порой просто не слышат друг друга. Один не может докричаться до другого, хотя находится совсем рядом... А ещё это спектакль о запоздалом раскаянье и о подлинной жертвенности во имя любви. И о том, что всякое зло наказуемо и имеет силу возврата. И о великой силе любви, которая может преодолеть всё и победить всякое зло.

Но сказка есть сказка, и к счастью, всё кончается хорошо. Хотя осадочек остаётся. Нам, зрителям, дают понять, кто здесь по-настоящему Человек, а кто — рыцарь на час, кто — настоящий друг, а кто — предатель, легко меняющий свои «принципы» и жизненные установки в зависимости от конъюнктуры. И только в сказке может свершиться чудо, и умерший вдруг воскресает, и у него можно попросить прощения за всё и облегчить свою душу.

Кстати, о душе. Это она здесь — главное «действующее лицо», хотя и безымянное и закадровое.

А ещё в спектакле её называют нежным именем «голубка» — по имени священной птицы, которую по ошибке убил на охоте молодой король, а тяжкий грех взял на себя его младший брат — бескорыстно, по зову родной крови и ценою своей жизни. Жаль, что его жертва так и не была оценена по достоинству настоящим виновником — королем Миллоном, первым обвинившим Дженнаро во всём. Так что весёлая комедия на сцене заставляет задуматься в жизни.

«Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», как говаривал мудрый Пушкин.

А сама постановка трагикомедии сделана блестяще. Молодой режиссёр Иван Орлов привлёк к исполнению тоже молодых и талантливых актёров, которые очень органичны и убедительны в своих ролях. Зритель проникается любовью и сочувствием к Дженнаро (Никита Зайцев), его верному другу адмиралу Панталоне (Руслан Вяткин) и с недоверием следит за действиями самолюбивого короля Миллона (Илья Чуриков), от души аплодирует темпераментному исполнению танцев Армиллой (Светлана Грунина), с удовольствием погружается в атмосферу зажигательной и динамичной атмосферы сценического действия, где много шума, движения, поединков, спортивной акробатики, пистолетной пальбы, песен, танцевальных номеров, веселья в сочетании с прекрасной музыкой (David Bowie). Как и положено в настоящей современной комедии.