«Ворон» зрителю глаз не выклюет!

16 ноября 2014
Юрий Татаренко, «Академ.инфо»

В театре «Глобуса» прошла генеральная репетиция нового спектакля «Ворон». Обозреватель Academ.info увидел спектакль в числе первых. В ходе последнего прогона перед выходом в прокат знаменитая фьяба Карло Гоцци, в авторском посыле отчетливо тяготеющая к мудрой притче, по воле режиссера Ивана Орлова короткими перебежками двигалась в противоположном направлении, в сторону актерского капустника. Очевидна режиссерская параллель между территорией юмора и минным полем. Но для того, чтобы воспарить над сценой, этому «Ворону» не хватило мощи. И в регулярных, но все же довольно робких актерских попытках высечь искру смеха, стыкуя не стыкуемое, спектакль напоминал к финалу не столько внятное художественное высказывание, сколько заявку на разудалое музыкально-акробатическое ревю.

Орлята учатся скакать

Иван Орлов, с нового сезона служащий в «Глобусе» в ранге штатного режиссера-постановщика, для работы над сказкой Гоцци получил в свое распоряжение стажерскую группу театра из семи молодых артистов. Создалось впечатление, что новый спектакль рассматривался режиссером в первую очередь как некий парад-алле, демонстрация технической оснащенности приглашенной в академический театр молодежи. Посмотрев премьеру «Глобуса», мы узнали, что, к примеру, Нияз Оспанбаев недурно играет на саксофоне, Наталья Коровкина освоила синтезатор, Алексей Корнев на «ты» с гитарой, Никита Зайцев преуспел в упражнениях по технике речи, а Илья Чуриков не забыл, что такое сцендвижение. Впрочем, вполне прилично выполненный кувырок в рапиде на первой же минуте спектакля продемонстрировали все без исключения занятые в «Вороне». В их числе — три актера труппы «Глобуса»: Светлана Грунина, Руслан Вяткин и Владимир Дербенцев. К сожалению, режиссер в должной мере не озаботился созданием в «Вороне» актерского ансамбля. И получилась стая, вожаки которой — Дербенцев и Вяткин — по драматической линии начисто переигрывают дебютантов «Глобуса».

Когда брат идет на брата

«Ворон» в режиссуре Орлова пока выглядит гадким утенком и с точки зрения темпо-ритма. Действие периодически провисает за счет того, что молодые актеры увлекаются раскрашиванием текста. По всей видимости, прийти к пониманию своей сверхзадачи и главной идеи спектакля стажерам театра попросту не хватило времени. Но это дело поправимое — ведь у Гоцци есть что играть! Драматургом четко прочерчены линии проступка и возмездия, верности своему слову и презрения к смерти, борьбы за свои идеалы и готовности к самопожертвованию. А как актуальна сегодня тема тотального ослепления, когда славянские братья, жители Новороссии и Украины, объявили друг другу войну до победного конца! В сказке Гоцци король Миллон в приступе ревности отдает приказ убить принца Дженнаро, а чародей Норрандо желает смерти собственной дочери, принцессе Армилле. Но в бесконечных песенках и кувырках не так-то просто бросить дерзкий вызов судьбе...

Станет ли «Ворон» на крыло?

На сегодняшний день «Ворон» «Глобуса» говорит со зрителем о серьезных вещах на каком-то птичьем языке. Но и в этом случае нет сомнений в том, что премьера на малой сцене театра пойдет на аншлагах. Интересы театра и зрителя нынче совпадают: спектакли ставятся, билеты на них — покупаются. Тысячи глаз хищно всматриваются вниз в поисках новой добычи: «Пусть отлетит начальная трагическая важность!» Этот «Ворон» только становится на крыло. Захлопает ли в ладоши публика, приглашенная стать немыми свидетелями этой затянувшейся метаморфозы, вопрос риторический. Куда она денется — ведь в этой истории даже смерть выглядит понарошку. Не прохлопать бы ушами, когда перья гэгов полетят от чеховской «Чайки». И скажешь тогда сам себе: ну, вот — накаркал!