Татьяна Шипилова, «Советская Сибирь»
Тоска по
интересной современной отечественной пьесе в
театре существовала всегда. И
когда в
афише такая вещь появляется, Она встречается, как правило, неоднозначно
— и
зрителями, и
критикой. Потому что и
те, и
другие не
без основания считают, что «хорошо знают материал». То
есть окружающую их
жизнь или, по
крайней мере, нынешние проблемы. И
у
каждого сидящего в
зале на
них собственный взгляд, а, следовательно,
— не
заемное мнение о
спектакле.
Именно такую, современную российскую, пьесу «Mutter» репетируют нынче на малой сцене «Глобуса». Написал ее известный представитель «новой драматургии» Вячеслав Дурненков, а ставит не менее известный (новосибирцам, к примеру, по глобусовскому спектаклю «Белая овца» по Хармсу) режиссер Елена Невежина.
О «новой драме»
Так же, как тридцатилетней давности драматургия «новой волны», она включена прежде всего в сегодняшний день. Что, собственно, такое «новая драма» — окончательно не определено. Можно ее трактовать как поиск новых форм в драматургии, а можно — как «свежачок», называя новой драмой все написанное за последнее время.
Под лозунгом «новой драмы» сегодня собраны как пьесы традиционной формы, так и малоформатные тексты, не похожие на пьесы в привычном понимании. Просто жизненные наблюдения, отдельные сцены, где конфликт обозначен, но не имеет развития. Это конфликт не между людьми, даже не конфликт героя с социумом, а конфликт социума с личностью. Мир неудобен для проживания, он враждебен по отношению к человеку. В таком неуютном мире и проживают герои пьесы «Mutter» — победителя фестиваля «Новая драма» в номинации «Лучшая пьеса на русском языке».
О пьесе «Mutter»
В российском обществе 90-х, как показали социологи, сложилось катастрофическое сознание, в котором наше общество продолжает пребывать по сей день. Из этого сознания и вырос посткатастрофический театр Вячеслава Дурненкова с его своеобразной идеалистической философией. Все времена в драматургии Дурненкова смешались в общий «котел», в котором никто ни за что не отвечает. Все рассуждения человечества о свободе личности и силе искусства оборачиваются крушением иллюзий. Ныне мы вошли в промежуток эпох, в переходную стадию. В конце тоннеля нас не обязательно ждет свет. Вот как определяют проблему сами герои Дурненкова:
— Понять, в чем суть жизни, — невозможно, — припухший, не обращая внимания на реплику толстого, воодушевленно продолжал, — поэтому проповедь настоящего — это всегда исповедь прошлого...
«Mutter» — история о пожилых людях, живущих в доме для престарелых, с самого начала они не совсем обычны: к примеру, слушают и танцуют тяжелый рок формата MTV: «Rammstein» (песня этой группы и дала название самой пьесе), Мэрилин Мэнсон, «Limp Bizkit»... Неожиданно обитатели приюта оказываются представителями высшей разумной цивилизации, определяющими судьбу Вселенной и вынесшими Земле смертельный приговор.
Елена Невежина о спектакле:
— Любая работа режиссера — это желание поделиться своими внутренними ощущениями, размышлениями, переживаниями, тем, чему тесно внутри себя самого. В данном случае, помимо всего прочего, я хочу поделиться со зрителями автором. Не секрет, что в сегодняшнем театре существует страх перед современными текстами, новыми именами, в то время как появляются талантливые люди, интересные работы...
Со Славой Дурненковым мы познакомились на фестивале «Новая драма», потом у нас была совместная лаборатория — режиссерско-драматургическая. Мне просто понравилось то, что он пишет: уже очень хочется разговора о небанальных вещах. Более того, он сегодня один из лидеров современной драмы.
Что касается пьесы, то главная ее тема — «мы в современном обществе». Данные герои — своеобразные виртуальные пенсионеры. Это обобщенные образы. Их жизнь в тексте — разговор об очень волнующих вещах: как пожилые люди ощущают себя внутри современного мира, кем мы ощущаем себя по отношению к ним, что с нами со всеми происходит. И в этом нет никакого нравоучения. Есть только затаенные чувства, о которых сегодня почему-то не принято говорить вслух. Сейчас время иронии, какого-то стёба. Все это присутствует в пьесе, но не ради самого себя, а чтобы прикрыть наше смущение от разговора о серьезных вещах...
Премьера спектакля «Mutter» 16 и 17 мая.