Поллианна
2
апреля вторник
18:30
14
апреля воскресенье
18:00
2 апреля 18:30 · вторник
14 апреля 18:00 · воскресенье
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Art
2
апреля вторник
18:30
2 апреля 18:30 · вторник
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Отель двух миров
3
апреля среда
18:30
3 апреля 18:30 · среда
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Дни Турбиных
4
апреля четверг
18:30
4 апреля 18:30 · четверг
Дни Турбиных
12+
Большая сцена Михаил Булгаков
12+
Чук и Гек
4
апреля четверг
14:00, 18:30
4 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+
Женитьба Бальзаминова
5
апреля пятница
18:30
5 апреля 18:30 · пятница
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Спасите Леньку!
5
апреля пятница
14:00, 18:30
5 апреля 14:00, 18:30 · пятница
Спасите Леньку!
12+
Малая сцена Малика Икрамова
12+
Ревизор
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Денискины рассказы
7
апреля воскресенье
18:00
13
апреля суббота
18:00
Трое в лодке, не считая собаки
7
апреля воскресенье
18:00
Учитель танцев
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Учитель танцев
16+
Большая сцена Лопе де Вега
16+
Лисистрата
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Лисистрата
18+
Малая сцена Аристофан
18+
Всем кого касается
10
апреля среда
18:30
11
апреля четверг
14:00, 18:30
Игроки
10
апреля среда
18:30
10 апреля 18:30 · среда
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Каштанка
11
апреля четверг
14:00, 18:30
11 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
104 страницы про любовь
12
апреля пятница
18:30
12 апреля 18:30 · пятница
104 страницы про любовь
16+
Большая сцена Эдвард Радзинский
16+
Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00

Алексей Крикливый: «Надеюсь, человек выходит после каждого спектакля немного другим...»

7 Июня 2011
Кира Сергеева, «НьюсЛаб»

Красноярск и Новосибирск на полторы недели поменялись театрами. Гастроли по обмену для жителей нашего города стартовали мольеровским «Скупым» в интерпретации московского режиссера Романа Смагина. Как удалось заманить новосибирскому молодежному театру этого и многих других известных всей стране театральных деятелей, а также о многом другом мы беседуем с главным режиссером «Глобуса», человеком, давно знакомым красноярскому зрителю, Алексеем Крикливым.

Трудно заполучить

 Алексей, на эти гастроли вы привезли очень разноплановый материал. Чем был обоснован выбор?

 Я хорошо знаю Красноярск, знаю этот театр. Так получилось, что Красноярск и Новосибирск давно сотрудничают: мы следим за развитием друг друга, помогаем друг другу, выпускники Красноярской академии работают у нас. И когда мы планировали репертуар этих гастролей, нам, конечно, хотелось показать самое лучшее. То что является, может и не вехами, но уж точно важными событиями театра «Глобус». Хотелось привести больше, но что-то не вошло в афишу чисто по техническим параметрам — сцена в «Глобусе» в два раза больше сцены в театре Пушкина.

 И все же это работы одних из ведущих режиссеров России на сегодняшний день...

 Пригласить сегодня в театр хорошего режиссера очень тяжело — иногда только на переговоры уходят годы. Но результаты стоят того. Например, спектакль «Скупой», который мы уже отыграли, поставил ученик легендарного Марка Захарова, режиссер Роман Самгин. Он работает в «Ленкоме», Театре на Малой Бронной и других столичных театрах.

Нина Чусова — довольно яркая фигура в современном театральном мире, я считаю ее безумно талантливой, каждый ее спектакль — фейерверк! Она сумела по-своему пересмотреть «Женитьбу» и перенести ее действие в 60-е годы XX века, но при этом сохранить гоголевских дух. Олег Юмов, чье «Возвращение» мы привезли, один из самых перспективных молодых режиссеров в стране, а спектакль в этом году был выдвинут на соискание Национальной театральной премии «Золотая Маска» в пяти номинациях.

Спектакль «Двойное непостоянство», про него уже сказано много. Спектакль объездил весь мир, имеет какое-то нереальное количество престижных театральных наград, его режиссер — Дмитрий Черняков — сегодня работает в крупнейших театрах мира, в России его застать уже трудно. Так получилось, что в Красноярске мы играем «Непостоянство» в последний раз, после чего снимаем с репертуара. Рассказывать можно бесконечно...

 Вы совсем не упомянули о «детской теме» в этих гастролях. А как же «Каштанка» и «Толстая тетрадь»?

 «Каштанка» — это такой большой праздник на сцене, его одинаково хорошо воспринимают и взрослые, и дети. А про «Толстую тетрадь» мне рассуждать трудно, это моя постановка. Приходите и посмотрите (смеется). Хочу отметить, что в Красноярск мы привезли не только «кассовые названия». Большинство наших спектаклей ставят какие-то серьезные вопросы. Нам хочется построить диалог с думающей публикой.

Вопросы воспитания

 А публика готова к такой девятидневной атаке?

 Мы иногда сами идем на поводу у зрителя, который приходит в театр, чтобы развлечься и отдохнуть. Но опыт многих театров показывает: теряя серьезную драматургию, рискуешь скатиться исключительно в комедийный материал, и ничего хорошего из этого не получится. Поверьте, то что мы привезли — это спектакли, на которые иногда бывает трудно попасть. А значит, есть и другой зритель, который хочет от театра не только развлечения. Нужно уметь держать баланс репертуара.

Вообще, конечно, время изменилось, испортилось само понимание актерской профессии: мы все видим, как легко с двух дублей можно сняться в сериале, и забываем о более важных профессиональных вещах.

 Но зато на таких съемках актер может заработать, причем гораздо больше, чем в театре.

 Не спорю, но если у актера есть голова на плечах, он может и сниматься, и сохранить театральную карьеру. И таких случаев много.

 Говорят, с тех пор как вы стали в «Глобусе» главным режиссером три года назад, в его стенах стало гораздо больше молодых талантов.

 Неправильно говорить, что со сменой руководства в театре все поменялось. Наш театр имеет длинную историю, в этом году мы закрыли 81-й театральный сезон. «Глобус» имеет свою историю, традиции, которые бережно сохраняются. Просто вопрос прихода молодежи для меня принципиально важный, это помогает театру двигаться вперед, развиваться. Без этого нельзя.

 Это в основном сибиряки?

 Красноярск, Новосибирск... И мне приятно видеть, что команда молодых артистов у нас подобралась очень достойная, их хвалят режиссеры. Наш театр имеет еще и такую специфику — зритель у нас самый разный, в том числе и молодой. Последнему хочется видеть близкую и понятную ему тему на сцене, мне радостно, что нам есть, что ему показать. Я читал в блоге жителя Новосибирска, что он побывал на одном из наших спектаклей 21 раз! Представляете?

 А на ваш взгляд, молодого зрителя театр должен привлекать в свои стены? Или достаточно воспитывать, растить того, который сам пришел?

 Это большая ответственность, от которой никуда не деться молодежным театрам. К нам приходит зритель разного возраста — дети, подростки, и нам нельзя их отпугнуть, напротив, надо помочь привыкнуть к театральному действу, полюбить его.

Привлечение, воспитание... А имеем ли мы право воспитывать? Я думаю, если хорошо и честно делать свое дело, обязательно произойдет отклик. Надеюсь, что человек выходит после каждого спектакля немного другим, эмоционально другим. И если после этого возникнет потребность прийти и испытать это чувство еще раз, мы молодцы. В Красноярске ситуация немного отличается от нашей: тюз, театр Пушкина, больше драматических театров и нет. В Новосибирске их больше, и с каждым годом появляется что-то новое. Складывается некая конкурентная среда, в которой привлечение зрителя становится куда более значимым вопросом.

Единым фронтом

 Мне кажется, или в воздухе только что повисло слово пиар?

 Да, без него никуда.

 Но театр, во всяком случае, в плане рекламы, структура крайне консервативная. Трудно представить, что она когда-то изменит свой подход к пиару.

 Я с вами согласен. Нам бывает просто стеснительно рассказывать про себя. Я с этой проблемой столкнулся при подготовке этих обменных гастролей. Мы знаем, что такое Красноярский театр, они знают нас, но люди-то нет. И тут речь уже идет не о пиаре, а просто о необходимости донести до зрителя информацию. Да, привлекать внимание к событию нужно.

 А почему стесняетесь-то?

 Есть определенные стереотипы, которые трудно преодолеть. К тому же часто на эффективную рекламу банально не хватает денег. Театр до сих пор существует на самом верном двигателе — сарафанном радио. Хотя Москва давно уже не скупится на рекламную продукцию, придет это и к нам. Мы уже начинаем в летний период делать уличные мини-перформансы, рекламные акции, направленные на широкого зрителя. И это тоже выход из ситуации.

Я вообще считаю, что сейчас такое время, когда различным учреждениям культуры пора объединяться и работать единым фронтом. Не могут уже существовать отдельно театр, музей, филармония. Я говорю даже не про синтез жанров, но хотя бы про какую-то совместную организационную и информационную деятельность, совместные мероприятия, взаимный пиар.

 К такому объединению сейчас все идет или это просто ваши мечты?

 Я мечтаю, я этого хочу. И у меня есть какие-то силы, чтобы рано или поздно это произошло.

Молодежь пошла

 Правда ли, что работа молодых драматургов сегодня не востребована большими театрами?

 Я считаю, что есть масса способов начинающим драматургам заявить о себе. Есть множество конкурсов, многие театры занимаются подвижничеством в этом деле, в том числе и театр имени Пушкина. Я не думаю, что есть хоть один театр, которому не нужен был бы новый интересный и качественный материал. Просто на это нужно время и силы, кто-то должен производить отсев работ в духе «я захотел и я написал». И не все написанное подходит для сцены, не все можно поставить.

К тому же у каждого театра свое настроение, свой дух и стиль, и если драматург — неважно, молодой он или нет, попадет в нужную струю, ему будут рады.

 Напоследок, расскажите, как прошли первые дни гастролей?

 Мы очень нервничали. Правда! Незнакомый зритель — это всегда испытание. Подводить какие-то итоги я пока не хочу, пусть пройдут все спектакли. Скажу только, что гастроли — это всегда здорово, интересно. Это тренинг для коллектива, после таких поездок труппа всегда немного взрослеет.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272