Творческий пламень… без дыма

5 сентября 2009
Татьяна Шипилова, «Советская Сибирь»

Первым в Новосибирске открыл академический театр «Глобус».

По традиции — 1-го сентября. Одновременно на большой и малой сцене — последними премьерами прошлого года. Это «Остров сокровищ» по Стивенсону в постановке москвича Дениса Филимонова и «Вредные советы» Остера в постановке главного режиссера «Глобуса» Алексея Крикливого. Оба спектакля — яркие, наполненные выдумкой и юмором, — уже обрели своих поклонников в июне, и на этот раз прошли с большим успехом.

Как подчеркнула на пресс-конференции директор театра Татьяна Людмилина наступивший сезон 80-й, юбилейный, но для коллектива «Глобуса» главное не праздничные мероприятия, а творческий поиск:

 Чтобы наши спектакли были востребованы зрителем самого разного возраста, интеллекта, внутреннего, так сказать, наполнения, мы очень серьезно подходили к формированию репертуара.

Что составляет особую гордость руководства, в репертуаре появятся два спектакля с правом первой постановки в России: авантюрная комедия с элементами черного юмора известного современного американского драматурга Рея Куни (в соавторстве с сыном Майклом) «Братишки» и мюзикл столичного композитора Виктора Семенова (он же — автор либретто) «Том Сойер» по Марку Твену. Премьера «Братишек» состоится уже 9 октября, а материал этот интересен, по словам постановщика Алексея Крикливого, прежде всего тем, что эта пьеса Куни сильно отличается от его предыдущих «хитов», составляющих сегодня основу «кассового» репертуара российских театров.

 Это совсем не тот Куни, которого мы знали раньше, — заметил режиссер, — тут совершенно другие подходы и другая система взаимоотношений героев. На мой взгляд, это не просто иная, но лучшая пьеса автора...

На премьеру собирается приехать известный московский прозаик и драматург Михаил Мишин — единственный правообладатель перевода произведений Куни на русский язык.

Что называется, вовсю кипит в театре работа также над спектаклем, который ставит Владимир Гурфинкель из Санкт-Петербурга по рассказам Шукшина. В инсценировке «сплетено» более двух десятков рассказов писателя, которые в результате должны сложиться в одну большую историю на тему «Почему мы такие?» и каковы корни русской ментальности. А поскольку в спектакле занята почти вся труппа театра, и система работы над постановкой «для стационарного театра несколько непривычна», то все в «Глобусе» с нетерпением ждут эту премьеру, которая состоится 31 октября и I ноября. То есть сразу за «Братишками».

После декабрьской традиционной новогодней сказки, в феврале Алексей Крикливый намерен представить вниманию зрителей премьерный спектакль «Толстая тетрадь» по роману современной швейцарской писательницы Аготы Кристоф, который, по словам постановщика, является для него продолжением темы спектаклей «Наивно. Suрег» и «Simейные истории». И еще две премьеры запланированы театром под занавес сезона. Это спектакль по рассказам Андрея Платонова в постановке хорошо известного российским театралам режиссера Олега Юмова (на последней «Золотой маске» в пяти номинациях была представлена его работа по шекспировскому «Макбету» в Бурятском академическом театре драмы им. Намсараева) и «Скупой» Мольера в постановке Романа Самгина (Москва).

Большим событием сезона, безусловно, станет VIII Международный Рождественский фестиваль искусств, программу которого его исполнительный директор Татьяна Людмилина пообещала обнародовать в октябре. Единственное, что к слову о глобусовской премьере «Шукшин. Про жизнь» было рассекречено: этим спектаклем, как и спектаклем знаменитого латышского режиссера Алвиса Херманиса «Рассказы Шукшина», в декабре на фестивале будет завершен Год Шукшина.

Поездка на фестивали в Челябинск (со спектаклем «Старосветская любовь») и в Таганрог («Каштанка»), апрельская юбилейная неделя лучших спектаклей, проведение Второго городского фестиваля молодежных субкультур «ZNAKИ», а также традиционных социально ориентированных и благотворительных акций — планов и дел у «Глобуса», как всегда, великое множество. Но творческое горение в новом сезоне решено сделать абсолютно бездымным: курение в театре и зрителям, и работникам «Глобуса» отныне категорически запрещено. Как прокомментировала нововведение Татьяна Людмилина: «Мы пришли к этому путем многоступенчатых подходов. И теперь можем позволить себе еще одну ступеньку к здоровому образу жизни и разумному прогрессу».