Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00
Одинокая насмешница
24
апреля среда
19:00
24 апреля 19:00 · среда
Одинокая насмешница
16+
Большая сцена смешная и грустная история в двух частях
16+
«Не отрекаются любя…»
25
апреля четверг
19:00
25 апреля 19:00 · четверг
«Не отрекаются любя…»
16+
Большая сцена музыкально-поэтический моноспектакль
16+
Вишневые мартинсы
26
апреля пятница
18:30
Art
27
апреля суббота
18:30
4
мая суббота
18:00
27 апреля 18:30 · суббота
4 мая 18:00 · суббота
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Гадкий утенок
28
апреля воскресенье
14:00, 18:00
28 апреля 14:00, 18:00 · воскресенье
Гадкий утенок
6+
Малая сцена Ганс Христиан Андерсен
6+
Братишки
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Братишки
16+
Большая сцена комедия Рэй Куни, Майкл Куни
16+
Отель двух миров
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Женитьба Бальзаминова
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Кот в сапогах
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Кот в сапогах
6+
Малая сцена Генрих Сапгир, Софья Прокофьева
6+
Денискины рассказы
3
мая пятница
16:00
3 мая 16:00 · пятница
Денискины рассказы
6+
Большая сцена Виктор Драгунский
6+
Трое в лодке, не считая собаки
3
мая пятница
18:30
3 мая 18:30 · пятница
Трое в лодке, не считая собаки
18+
Малая сцена Джером Клапка Джером
18+
Алые паруса
4
мая суббота
18:00
5
мая воскресенье
15:00
4 мая 18:00 · суббота
5 мая 15:00 · воскресенье
Алые паруса
16+
Большая сцена мюзикл о надеждах и мечтах Максим Дунаевский, Андрей Усачев, Михаил Бартенев
16+
Чук и Гек
5
мая воскресенье
14:00
5 мая 14:00 · воскресенье
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+

Татьяна Людмилина: «Талантливый режиссер имеет право на нешедевр»

13 Марта 2009
Алина Хабирова, «Тайга.инфо»

Новосибирский академический молодежный театр «Глобус» приглашает постановщиков со всей России, выпускает по девять премьер в год, и первым из российских театров стал автономным. Корреспондент ТАЙГИ.info побеседовал с директором «Глобуса» Татьяной Людмилиной об особенностях развития театров Сибири, о дефиците кадров, о финансово-экономическом кризисе, об обязанности властей, ответственности родителей, пристрастиях молодежной аудитории, а также о том, что создает имидж Новосибирску как столичному городу.

ТАЙГА.info: Татьяна Николаевна, назовите главные составляющие успешной театральной деятельности?

 Первоосновой любого театра является его творческое состояние: наличие лидеров, интересных постановщиков, талантливой труппы. От того, на каком уровне находятся спектакли, как интересно их ставят, кто ставит, зависит интерес зрителей к театру, его имидж, его жизнь. Все остальное важно, но является сопутствующим.

ТАЙГА.info: Вы являетесь председателем Ассоциации руководителей драматических театров Сибири, в которую входят 26 театров Сибирского федерального округа. Существуют ли какие-то особенности развития сибирских театров или они движутся в общероссийском русле?

 Театральный процесс — вещь динамичная, постоянно меняющаяся. У драматических театров Сибири есть, конечно, определенные общие темы, общее видение проблем, но как единая составляющая на театральной карте России, конечно же, они не представлены. Можно только говорить о наличии интересных спектаклей, которые вызвали резонанс на российском уровне. Например, в Омске это были спектакли Евгения Марчелли, в Красноярске — спектакли Олега Рыбкина и т.д.

Наша деятельность в рамках Ассоциации руководителей драматических театров СФО как раз ориентирована на комплексное взаимодействие театров Сибири по различным параметрам. Мы провели первый региональный форум «Театры Сибири. Пути развития», а также семинары для руководителей пресс-служб, заведующих литературными частями и для работников театров, которые занимаются организацией зрителей. На наш взгляд, эти встречи полезны не только с точки зрения повышения квалификации, но и организации человеческих контактов — когда люди знакомы, то и региональные профессиональные связи устанавливаются быстрее и являются более эффективными. На прошедшем недавно Сибирском театральном форуме Ассоциация вновь обсудила проблемы, касающиеся изменения статуса театров, а также определила свои планы на дальнейшее развитие. К сожалению, несмотря на успешный опыт проведения обменных гастролей в мае 2008 года между театром «Глобус» и Кемеровским областным театром драмы, говорить о следующих обменных гастролях в связи с кризисом пока не приходится. Если «Глобус» готов выехать в регион, то другие театры региона — нет, потому что сейчас учредители на гастроли деньги не выделяют.

ТАЙГА.info: Продолжая тему гастролей: что кроме отсутствия финансирования мешает организовать гастроли театров региона? Или загвоздка только в деньгах?

 Я считаю, что сейчас это только финансовая проблема. Есть ряд театров с интересным репертуаром, который стоило бы показать в других городах. Театр не может жить без гастролей, а город — без притока иных творческих коллективов. Несмотря на все экономические сложности, я думаю, гастроли в следующем году уже станут возможны.

ТАЙГА.info: Вы как-то сказали, что фестивалем должен заниматься один организатор, а не несколько. Каким вы видите возрождение театрального фестиваля «Сибирский Транзит»?

 Сибирь — экономически состоятельный регион, масштабный по своим размерам и уникальный по творческому потенциалу, но, несмотря на это, здесь практически не проводятся адекватные фестивали. «Сибирский Транзит», безусловно, необходим, но проводить его в том виде, в каком он был представлен в последние два года, бессмысленно. Мне кажется, благодаря инициативе директора «Красного факела» и отца-основателя этого фестиваля Александра Кулябина он вновь обретет достойную форму.

ТАЙГА.info: Вы руководите Международным Рождественским фестивалем искусств, каковы тенденции его развития?

 Фестиваль существует более 15 лет и на протяжении этого времени сохраняет верность первоначальной идее — это предновогодний праздник, парад высокопрофессиональных творческих коллективов и исполнителей. Он, безусловно, создает Новосибирску имидж столичного города, способного провести один из самых престижных фестивалей России. У нас некоторые спектакли были показаны раньше, чем в столице, и мне эту тенденцию хотелось бы сохранить. Москва и Петербург всегда будут эпицентром культурной жизни страны, поэтому получить признание в столице — это и престижно и приятно. Столичные критики сказали, что прошедший VII Международный Рождественский фестиваль в полном объеме показал срез театральной ситуации в России.

ТАЙГА.info: «Глобус» был первым театром в Сибири, кто перешел на новый режим хозяйствования, поменял статус «бюджетное учреждение» (БУ) на «автономное учреждение» (АУ).

 По большому счету и в России мы были тоже первыми, так как никто еще не проработал в статусе АУ целый год. Есть Тюменский театр, но у них другая история. Поэтому именно на нас обрушился шквал звонков с вопросами.

ТАЙГА.info: Если был шквал звонков, значит, театральное сообщество не слишком информировано о механизмах перехода из БУ в АУ? Кто должен заниматься распространением информации о законе и подзаконных актах: государство или сами работники театра?

 Когда мы переходили в АУ, обращаться с вопросами было не к кому. Я не скажу, что это было легко, важно внимательно прочесть закон, потому что он отвечает на все вопросы. Главное, понять, что «автономное» не означает «абсолютно независимое» — учреждение все равно остается государственным.

ТАЙГА.info: АУ получает от учредителя финансовое обеспечение выполнения задания, но как понять, что задание выполнено, в каких единицах измерять работу театра? В количестве премьер, рецензий, премий?

 Это вопрос открытый, дискуссионный. Конечного ответа на вопрос о качестве услуг, предоставляемых учреждениями культуры, сегодня нет. Для меня «нравится/не нравится» критерием не является. Кроме творческого состояния спектакля есть некоторые объективные факторы, как атмосфера комфорта, чистота, наличие буфета и т.д. Заключив контракт с учредителем, мы в качестве критерия выбрали в том числе и эти показатели. Также мы анкетируем зрителей несколько раз в месяц, таким образом узнавая мнение аудитории о качестве услуг.

ТАЙГА.info: Вы являетесь членом многих общественных организаций, таких как Совет при губернаторе Новосибирской области по вопросам развития образования, экспертный совет Фонда развития культуры Новосибирской области, региональное отделение Движения женщин России и т.д. Как думаете, каковы возможности общественных организаций в России и как часто их инициативы находят отклик у властей?

 Я считаю, что как раз в Новосибирске общество и власть взаимодействуют в пример многим другим городам. То, что в области и городе нет противостояния исполнительной и законодательной властей, говорит о многом.

Главное назначение общественных организаций в улучшении нравственного климата города. Мне кажется, вектор преломления должен быть направлен в сторону социально незащищенных слоев общества, особенно в сферу социальной адаптации воспитанников детских домов. Это, на мой взгляд, один из самых нерешенных и болезненных вопросов. Легко общаться с детьми из детских домов, когда им три-пять лет, но когда они становятся подростками, это совершенно иная история. И здесь огромное поле деятельности для общественных организаций.

ТАЙГА.info: В этом плане, что может сделать театр для социализации сирот?

 В театре много социальных инициатив, которые направлены на развитие детей младшего возраста. Мы стараемся привлечь своего зрителя в театр, когда он еще ребенок, когда его мировоззрение только формируется.

ТАЙГА.info: В Год молодежи в программе театра появились выставки, викторины, встречи, конкурсы, фестивали, а также научно-практическая конференция «Стратегия развития партнерских отношений по воспитанию зрительской культуры в молодежной среде». Кто и каким образом должен воспитывать зрителя?

 По большому счету, человека должна воспитывать семья. Если человек рождается, значит, кто-то должен нести за него ответственность. Получается это у всех по-разному, отчего возникает необходимость воспитания в детских садах, школах, а также посредством других учреждений, в том числе культуры. Мы свою миссию видим в том, чтобы приобщать к искусству зрителя не тогда, когда он находится в сознательном состоянии (это практически невозможно), а тогда, когда он еще податлив и восприимчив. Здесь очень важна позиция родителей: если они ребенка поведут на «Зайку-Зазнайку» или «Красную шапочку», то у него не возникнет потребности бежать на улицу драться и хулиганить. Театр, в свою очередь, должен предоставить возможность выбора спектаклей для разного возраста.

ТАЙГА.info: В молодежных театрах существует проблема со спектаклями для детей подросткового возраста. Никто не пишет для них или мы мало знаем о тех, кто пишет?

 Практически не пишут. Мы всегда ведем серьезные поиски материала, успешным результатом которых стал мюзикл «НЭП» — он уже более четырех лет идет при полных аншлагах. А 10-11 апреля мы выпускаем премьеру «Остров сокровищ» и очень надеемся, что этот спектакль будет интересен и близок современным подросткам.

ТАЙГА.info: То есть говорить, что молодежи сегодня театр не интересен, нельзя?

 Наоборот, я с большим удовлетворением отмечаю приток молодежи в театр, притом на серьезные спектакли, на которых нужно размышлять. Это и спектакли по русской классике «Женитьба» Николая Гоголя и «Месяц в деревне» Ивана Тургенева, и спектакли по произведениям писателей прошлого века «Белая овца» Даниила Хармса и «Циники» Анатолия Мариенгофа. Я не склонна думать, что дела с молодежью у нас плохи. Она разная: перспективная, позитивная, а самое главное, молодежь становится умной и образованной. Именно такая молодежь и будет приобщаться к культуре.

ТАЙГА.info: На Сибирском театральном форуме Союз театральных деятелей РФ рассказал об альманахе пьес современных авторов, который СТД выпускает несколько лет, но режиссеры не спешат их ставить. Почему же театры говорят о том, что сейчас дефицит современной драматургии?

 Вопрос невзятия в работу пьесы современного автора — это не только вопрос незнания их наличия, но и вопрос качества самих пьес. Современной драматургии, которая вызовет интерес у режиссера, а потом и зрителя, не так много, как кажется. Оценить уровень только что появившейся пьесы можно по количеству театров, которые одновременно берут ее в работу. Например, как только появились пьесы «Русское варенье» Людмилы Улицкой, «Ю» Ольги Мухиной, они моментально разошлись по театрам. Как только появились Дурненковы, Пресняковы, их пьесы сразу обосновались на театральных подмостках.

ТАЙГА.info: Сегодня в театральной жизни России повсеместно существует нехватка главных режиссеров. Они не хотят работать в одном и том же театре несколько сезонов подряд, предпочитая индивидуальные постановки или создание собственного кино. Насколько необходим главный режиссер театру? Кому нести ответственность за перспективы развития творческой жизни театра?

 К сожалению, в России утрачен институт главных режиссеров, и это не результат одного года, а многих лет. Наиболее талантливые, амбициозные, смелые постановщики предпочитают работать в одиночку, сами на себя. Для репертуарного стационарного театра это очень плохо.

Я не знаю режиссеров, которые приходят в театр поставить «что-нибудь», все хотят поставить как минимум шедевр. Увы, не всегда получается. Даже талантливый режиссер имеет право на нешедевр. Безусловно, театру нужен главный режиссер или художественный руководитель. Именно он должен нести ответственность не только за сегодняшнее творческое состояние труппы, но и завтрашнее, видеть в перспективе как театр, так и каждого актера в отдельности. Однако важно при наличии художественного руководителя не вернуться к состоянию 60-70-х годов, когда мастодонты режиссуры сидели на своих постах по 20-30 лет и выпускали по одному спектаклю в год, насаждая зрителям «свое великое искусство». Сколько было бездарных спектаклей, сколько появилось актеров, которые до сих пор не умеют работать с разными режиссерами, они не восприимчивы к новым методам работы. Все это впоследствии загубило театры, которые сегодня очень трудно поднять.

ТАЙГА.info: Как «Глобус» находит режиссеров? Кто решает, кого именно пригласить на постановку?

 Это вопрос знания рынка, вопрос постоянных внутренних поисков, мучений, споров. Мы регулярно просматриваем спектакли в других городах (хотя это тоже не гарантия, что на нашей сцене режиссер поставит так же хорошо, как на предыдущей). Поскольку у нас не было главного режиссера, до нынешнего сезона я решала, кого пригласить на постановку в театр. Сейчас я сознательно отдала эту нелегкую ношу Алексею Крикливому.

ТАЙГА.info: Как решаете проблему пополнения труппы (если она есть)?

 Я не знаю театров, у которых такой проблемы нет. Кроме того, что труппа должна соответствовать профессиональному уровню театра, должен соблюдаться баланс возрастной, половой и т.д. Также важно, чтобы в театре работали представители не только одной театральной школы, поэтому в этом сезоне нашу труппу пополнили выпускники из Красноярска. В то же время творческий состав невозможно раздувать бесконечно, иногда мы должны делать отбор, а артисты, в свою очередь, должны не стоять на месте, а развиваться. В целом, сейчас наши актеры могут осилить если не все пьесы мирового репертуара, то большинство.

ТАЙГА.info: В новом сезоне 2009-2010 «Глобусу» исполнится 80 лет. Какие мероприятия планируете воплотить в жизнь?

 В памяти сотрудников сохранилось еще 75-летие театра, которое мы широко праздновали. Такого размаха на 80-летний юбилей уже не будет, но мы постараемся в течение года поддерживать интерес к театру различными проектами. Наша задача, чтобы 80-летие прошло ярко, интересно не только для нас, работников театра, но и для зрителей.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272