Главреж изменил сам себе с Куни

4 сентября 2009
Юлия Щеткова, «Новая Сибирь»

Театр «Глобус» встречает юбилейный сезон эксклюзивными постановками и новым имиджем художественного руководства

Театр «Глобус» открывает 80-й юбилейный, фестивальный, полипремьерный сезон, в котором найдется место и «несерьезному» драматургу Рею Куни, и эксклюзивным проектам, и встречам с известными в мире театра персонами, и юбилейным торжествам, и поездкам на фестивали, и главному музыкально-театральному форуму Новосибирска. «80 лет — это, конечно, не 75, тем не менее мы сделаем все, чтобы наши спектакли были востребованы зрителями самого разного возраста, внутреннего содержания и интеллекта, — заявила директор театра Татьяна Людмилина на первой пресс-конференции нынешнего сезона. — Мы очень серьезно подошли к формированию репертуара и ориентировались на то, что будет интересно современному зрителю и привлечет его в театр. Для театров наступает непростая пора: у людей большие финансовые проблемы, все думают о неуплаченных кредитах, но не о театре. И этот сезон, как лакмусовая бумажка, покажет, какие театры останутся на плаву, а у каких начнутся серьезные проблемы».

О базовой составляющей всякого театрального сезона — грядущих премьерах — журналистам рассказал главный режиссер театра Алексей Крикливый, имидж которого посерьезнел вместе с должностью, одним пиджаком вдруг синтезировав в себе двух Александров — Гордона и Галибина. Откроет репертуарный забег 2009–2010 авантюрная комедия с элементами черного юмора «Братишки», премьера которой назначена на 9 октября. По всем статьям эта постановка — едва ли не идеальный антикризисный вариант для популяризации и коммерциализации театрального процесса. В основе «Братишек» лежит пьеса отца и сына Рея и Майкла Куни в переводе Михаила Мишина. Рей — священная корова коммерческого театра, личный враг всех пуритан от критики и автор таких популярнейших комедий, как «Слишком женатый таксист» и «№ 13». Майкл — голливудский сценарист, работающий в жанрах триллера, ужасов и фэнтези, без которого не состоялись бы «Убежище», «Снеговик» и «Идентификация». Михаил Мишин — известный писатель-сатирик, переводчик, актер, сценарист, прародитель слова «Одобрям-с» и первооткрыватель Куни в России. А все вместе они — вожделенный философский камень, превращающий набор смешных реприз в золото. «Куни в России все знают, и все по-разному к нему относятся. Я сам себе дал когда-то зарок, что никогда не буду ставить Куни. Он казался мне неинтересным, потому что писал пьесы про домохозяек. Так что „Братишками“ я немного изменил себе, — рассказывает главреж „Глобуса“. — Но это совсем другая пьеса. Сотрудничество с сыном дало драматургу иной подход к пьесе — в ней невозможно узнать прежнего Куни. Здесь другая система героев, другой язык, другая энергия, другие поводы для смеха, и все выверено до болтика. К тому же мы нашли любопытный ход, который всех примирит с Куни — и меня, и критиков».

Впрочем, пока изюминка «Братишек» в другом: постановка Алексея Крикливого — всероссийская премьера пьесы Рея и Майкла Куни в данном переводе, на что получено соответствующее эксклюзивное право. Дело в том, что на территории РФ переводить Куни может только Михаил Мишин, и поставить пьесу английского драматурга без его согласия в нашей стране невозможно. Узнать, как писатель-сатирик стал властелином переводной комедии, можно будет 11 сентября на творческом вечере Михаила Анатольевича в театре «Глобус».

Вторая премьера сезона состоится 31 октября на большой сцене. Это будет спектакль по рассказам Василия Шукшина под названием «Шукшин. Про жизнь» в режиссуре Владимира Гурфинкеля (Санкт-Петербург). По словам главного режиссера театра «Глобус», работа над постановкой по не совсем обычной для репертуарного театра системе ведется с прошлого сезона и обещает принести много радостей. В спектакле задействована почти вся труппа «Глобуса», а целесообразность такой фокусировки сил объясняется потребностью высказаться. «Перечитывая рассказы Шукшина, прекрасно понимаешь, что эти человеческие типы, эти ни на кого не похожие мужики да бабы — уходящая человеческая натура. Шукшин видит в каждом человеке личность, достойную другой судьбы и другого масштаба жизни. Шукшин пишет про жизнь. В наш пластмассовый век — век фаст-фуда и одноразовой посуды — герои Шукшина уже музейные экспонаты. Слова „стыд“, „совесть“, „неудобно“ мы слышим все реже... Шукшин помогает всем нам возвыситься до простоты и мыслить вечными категориями жизни и судьбы. Сам факт обращения к литературе Шукшина — это всегда потребность сказать что-то от своего имени о времени и о себе», — комментирует режиссер спектакля Владимир Гурфинкель.

После традиционной новогодней сказки в конце декабря зрителей ожидает февральская премьера на малой сцене в постановке главного режиссера театра — спектакль «Толстая тетрадь» по одноименному роману швейцарской писательницы Аготы Кристоф. «Это знаковое произведение для европейской литературы, — говорит Алексей Крикливый. — Не очень ожиданная история, написанная в конце прошлого столетия. Для меня это длинная песня, которая началась с „Simейных историй“, продолжилась в „Наивно. Sупер“ и, надеюсь, не закончится с постановкой прозы Аготы Кристоф».

19 марта большую сцену театра «Глобус» ожидает еще один эксклюзив — мюзикл Виктора Семенова «Том Сойер» по Марку Твену. По словам директора театра, переговоры с московским композитором начались три года назад: «У Семенова было желание написать мюзикл, у нас было желание его заказать и поставить. Постановка полноценного музыкального спектакля с нуля в драматическом театре сегодня — дело почти неподъемное, но мы, освоив процесс на „НЭПе“ и „Вестсайдской истории“, можем себе это позволить. „Том Сойер“ станет продолжением нашей тинейджеровской линии и первой постановкой на территории России». Спектакль будет идти под профессиональную оркестровую фонограмму. Музыкальный руководитель проекта — Алексей Людмилин. Режиссер — Анна Зиновьева.

15 апреля на малой сцене «Глобуса» ожидается премьера спектакля по рассказам Андрея Платонова в постановке Олега Юмова (Москва). Ученик Сергея Женовача, выпускник РАТИ, номинант «Золотой маски» — г. Юмов — один из самых обсуждаемых молодых режиссеров столицы, и заполучить его — весьма продуманный ход. «Платонов — один из величайших российских писателей. Работа с ним требует и сердца, и ума, и много чего еще. Я ожидаю эту постановку Юмова с легким трепетом», — комментирует главреж «Глобуса». Закроет премьерную гонку московский режиссер Роман Самгин. 15 и 16 июня на большой сцене театра ученик Марка Захарова, лауреат «Московского дебюта» и просто один из самых востребованных постановщиков России представит комедию Мольера «Скупой».

Главным непремьерным событием нынешнего сезона, безусловно, можно считать VIII Международный Рождественский фестиваль искусств, который пройдет в Новосибирске в начале декабря. Директор фестиваля Татьяна Людмилина по традиции не открывает подробности фестивальной программы до октября, но уверяет, что возможность познакомиться с лучшими образцами театрального искусства у сибирского зрителя будет наверняка: «К счастью, финансовое неблагополучие страны не отразилось на нашем фестивале. Нам кажется, его программа заинтересует искушенную новосибирскую публику, которая уже много лет имеет возможность видеть то, что не видят театралы других сибирских городов».

Празднование 80-летнего юбилея театра пройдет со 2 по 8 апреля. Программа торжественных мероприятий сейчас находится на стадии разработки, однако руководство «Глобуса» предполагает сформировать пространство для живого общения — создать фестиваль или форум, где гости смогут обменяться опытом и идеями, а также принять участие в специальных программах, семинарах и мастер-классах.

Продолжится в юбилейном сезоне и гастрольная жизнь молодежного театра. Из-за огромной творческой загруженности на родной сцене театр не сможет принять все фестивальные предложения и выберет из них самые привлекательные. Пока среди стоящих выездов значатся поездка в Челябинск на фестиваль «Два века с Гоголем» (глобусовцы повезут туда «Старосветскую любовь» в постановке Крикливого) и в Таганрог в рамках фестиваля «Золотая маска» в городах России" (в чеховские края отправится новосибирская «Каштанка» в постановке Нины Чусовой и Юрия Катаева).

Самая удивительная новость, озвученная на пресс-конференции, театрального процесса касалась весьма опосредованно: с этого сезона в театре «Глобус» не имеют права курить не только зрители (им сие «удовольствие» запретили еще пару сезонов назад), но и сотрудники театра. Постороннему человеку это сообщение покажется пустяком, а вот знатокам театральной кухни — вряд ли. Взять хотя бы постановщиков. Режиссер без сигареты — все равно что очкарик без своих окуляров, Усэйн Болт без ног или бабочка без крыльев. Однако директор театра уверяет, что действенная система борьбы с курением за кулисами уже разработана, и глобусовцы готовы начать путь к здоровому образу жизни. Некоторые реалити-шоу на отечественном ТВ тоже в этом уже поднаторели и попали в Книгу рекордов Гиннесса, правда, по другому поводу. Так что у «Глобуса» все впереди. В том числе и рекорды — сезон-то будет насыщенным и увлекательным.