Татьяна Коньякова, «Вечерний Новосибирск»
В
канун одной круглой даты довелось брать интервью у
народной артистки Анастасии Гаршиной. Казалось
бы, живая легенда, олицетворение театральной истории Новосибирска (да
и
не
только Новосибирска
— снималась у
самого Романа Кармена!). Однако «живую легенду», что было удивительно, очень смущало повышенное внимание к
ее
персоне. «Всегда чувствуешь некоторую неловкость, когда тебя хвалят,
— призналась Анастасия Васильевна. —
Мы
выросли в
совсем другое время, нас больше ругали, в
нас воспитывали скромность».
Заслуженный артист России Владилен Кондрашов тоже из того актерского поколения, которое привыкло самозабвенно служить театру, при этом не поднимать вокруг себя шума. Рассказывая о собственном успехе, он непременно вспоминает тех, кто был к нему причастен.
Его первой серьезной ролью на сцене «Глобуса» (тогда ТЮЗа) стала роль Атоса в спектакле «Три мушкетера». Партнерами по сцене, вспоминает, была прекрасная актерская пара Тамара Кочержинская, которая играла Миледи, и Александр Кузнецов — капитан де Тревиль. В «Недоросле» Фонвизина посчастливилось выходить на сцену вместе с Анастасией Гаршиной, Григорием Шустером, Александром Кузнецовым... Ему, тогда молодому актеру, была доверена возрастная роль Стародума. Сначала, признается, было не очень понятно, как это делать:
— Пока на глаза не попался портрет Берлиоза с растрепанной шевелюрой. И все сразу стало на свои места. В цеху мне изготовили парик. Внешнее совпало с внутренним, и это дало свободу и раскованность...
В комедийной роли он впервые попробовал себя в «Алкиных песнях» Анатолия Иванова (автор романов «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов», по которым сняты знаменитые киноэпопеи), где сыграл Митьку. А линию «злодеев» в его актерской биографии открыл министр-администратор в «Обыкновенном чуде» Евгения Шварца....
В труппу театра Владилен Кондрашов был приглашен еще в 1964-м, сразу после окончания Новосибирского театрального училища. Он выпускник самого первого выпуска нашего училища. Среди его учителей был легендарный Николай Михайлов, — один из тех добровольцев, что откликнулись на призыв Брянцева и приехали в Сибирь из Северной столицы создавать Новосибирский ТЮЗ. Через год работы, однако, актер покинул город и театр. Судьба забросила сначала на юг, потом на север: работал в театрах Алма-Аты и Магадана. Назад вернулся только в 1979-м. С этого времени и начинается отсчет непрерывного стажа его работы в «Глобусе».
Сегодня он занят в пяти спектаклях репертуара. Самый «театральный» из них — «Бульвар преступлений» где он сыграл Пипле — преданного слугу актера Фредерика Леметра. Великого Леметра задумавшегося о тайне лицедейства и вечной загадке ослепительного, и карнавала, имя которому Театр. Этот спектакль стал для Владилена Михайловича своего рода продолжением темы. Начало ей было положено безыменной ролью вдохновенного художника и аналитика театра в спектакле «Антигона» по пьесе Ануя, которая была сыграна им с глубоким погружением в поэзию жанра трагедии, пониманием ее высокого смысла. Его Романус в «Театральном романе» Булгакова был забавен и неповторим, через него артист точно и иронично передавал зрителю частицу театрального мира, в котором есть место и искренности, и самоотречению, и даже сумасшествию...
О детских спектаклях — разговор отдельный. Добрый Волшебник в «Старой, старой сказке» Андерсена, Часовщик в «Щелкунчике» Гофмана, Дядя Генри в «Волшебнике Изумрудного города» Кейна, Доктор Гаспар в «Трех толстяках» Юрия Олеши, Егерь в «Белоснежке и семи гномах»... Все эти герои просты и понятны. И юный зритель уже давно сказал артисту свое «Верю!».
— Моя мама всю жизнь проработала в школе, — рассказывает актер, — это тоже помогло находить общий язык с молодой аудиторией...
С этой самой требовательной и благодарной аудиторией он общается без всякого сюсюканья, заигрывания и ненужного морализаторства. Общение выходит и за рамки сцены — на протяжении многих лет Владилен Кондрашов вел занятия в детских студиях в гимназиях и школах города.
Так уж сложилось, что его актерская жизнь в «Глобусе» началась с романтической роли в романтическом спектакле! И он радостно бросился в эту чудесную мушкетерскую историю о подвигах, шпагах и настоящей любви и дружбе, как ее понимали в прекрасной Франции XVII века. С тех пор много воды утекло и многое изменилось — нравы, актерские технологии, режиссерские пристрастия... Но многое из того, что делает театр театром, а «Глобус» — «Глобусом», осталось неизменным. И поэтому актер сегодня не случайно с особым выражением и особой интонацией произносит название молодежного фестиваля, жюри которого он возглавляет последние годы — «Времен связующая нить»... В день своего юбилея заслуженный артист вышел на сцену роли Падрона Тони в спектакле «Бабьи сплетни». Карло Гольдони с его жизнелюбивой силой, дающей надежду на личное счастье и личную судьбу, подходил для такого особого случая как нельзя лучше!..