Татьяна Коньякова, «Новосибирский бизнес-журнал»
Театры меняют правовой статус. Прежние бюджетные организации преобразуются в
унитарные предприятия (УП). Преобразования происходят под высоким эмоциональным «градусом». Что сулит учреждениям культуры переход на
новый экономический и
организационно-правовой режим хозяйствования?
О настроениях в новосибирских театрах в канун начала нового сезона «Новосибирский бизнес-журнал» выяснял у непосредственных участников процесса. Для начала перечислим наших собеседников. Ими стали: Сергей Афанасьев — режиссер, художественный руководитель Городского драматического театра, ректор Новосибирского театрального института (возглавляет также НО Союза театральных деятелей и Гильдию режиссеров СФО). Леонид Кипнис — директор Новосибирского театра музкомедии. Татьяна Людмилина — директор Новосибирского молодежного театра «Глобус» (глава Ассоциации руководителей драмтеатров СФО) и Владимир Миллер — заместитель главы Департамента культуры Новосибирской области.
Шекспир отдыхает
Активное обсуждение «театральных реформ» началось сразу же после того, как стало известно о готовящемся Законе «О принципах реорганизации бюджетной отрасли». В театральном сообществе тогда разразился настоящий скандал. По-человечески реакцию людей искусства понять было можно — государственные инициативы по отношению к культуре в последнее десятилетие носили далеко не всегда дружественный характер. Поэтому не удивительно, что в первую очередь театральный народ беспокоило, не собирается ли государство, дав театрам возможность самим зарабатывать, освободиться таким образом от своих финансовых обязательств. Недоумение вызывал и сам принцип выработки единых правил для столь несхожих сфер, как образование, медицина и культура. Без учета театральной специфики, полагали деятели театра, реформирование может привести к весьма плачевным результатам. Как резонно замечал Марк Захаров: «Театр — это особое пространство, которое очень трудно присовокупить к каким-то другим аналогам» Ставилась под сомнение и необходимость создания в театpax дополнительного контролирующего органа — Наблюдательного совета. Не превратятся ли такие советы в органы комиссарского надзора?
В итоге корпоративно организованные люди театра потребовали от Минэкономразвития отозвать пакет документов и все дальнейшие работы над ним проводить совместно с Союзом театральных деятелей (СТД). Далее последовало полугодовое маневрирование, многочисленные критические выступления в СМИ, внеочередная конференция театрального сообщества, открытое письмо Фрадкову и, наконец, встречи деятелей культуры с президентом. Новосибирское театральное сообщество все это время тоже не оставалось в стороне от процесса и строило свои, не самые радужные прогнозы. Тем более что председатель СТД Александр Калягин неоднократно заявлял в прессе, что именно «по региональным театрам готовящиеся преобразования в первую очередь нанесут удар». Он даже собирался проводить экстренное заседание в театральном Омске (как мрачно шутили: «поднимать провинцию»). Поездка, впрочем, не состоялась. В итоге в законопроект были внесены достаточно существенные поправки.
Теперь костюмчик, сшитый по одним лекалам для школ, больниц, библиотек, музеев и театров, предстоит подогнать по фигуре каждого отдельного «фигуранта». И театры решают, вписаться ли им в предлагаемые обстоятельства, оставаясь в прежнем режиме хозяйствования (что сложно), или преобразоваться в Унитарные предприятия (что боязно). Первый форум руководителей драматических театров СФО, прошедший в Новосибирске в апреле, явил весь спектр настроений театральных лидеров. Как призналась коллегам директор Алтайского государственного театра для детей и молодежи Татьяна Козицина, пока ее «принудительно, за уши не затащат в автономию», она будет воздерживаться. Директор Прокопьевского театра драмы Людмила Купцова, в свою очередь, заявила: «Я бы не сказала, что мы переходим в автономию добровольно. Хотя формально протокол мы выдержали: провели собрание и получили согласие коллективов. Сомнения у меня, как руководителя, по поводу перехода остаются немалые. Как мы сможем зарабатывать деньги в городе, где проживает всего 50 тысяч потенциальных потребителей наших услуг, да еще при нашей материально-технической базе?». Директор Театра для детей и юношества Северска Александра Южакова призвала не принимать необдуманных решений: «Мы уже и так в плане реформирования совершили немало ошибок».
Директор Новосибирского театра «Глобус» Татьяна Людмилина выступила на форуме апологетом преобразований. Прежде всего, расставила она все точки над i, речь не идет о «театральных реформах»: «Никакой театральной реформы нет. Идет общая реструктуризация бюджетной сферы России, и театры должны в нее вписаться».
Автономия дает разумную свободу
В Новосибирске шутят, что «Глобус» всегда вращали сильные директора-женщины. Так было при прежнем директоре Марии Ревякиной (теперь она возглавляет фестиваль «Золотая маска»), продолжается эта линия и теперь. Деловая пресса позиционирует «Глобус» как «директорский театр», где бесперебойно работают цехи, где впервые в России внедрена система компьютерной продажи билетов и налажена адресная работа со зрителем, где жестко соблюдается производственный график...
Поэтому не удивительно, что именно «Глобус» стал первым театром в Новосибирске, одним из первых в Сибири, кто начал работать в новом режиме. 17 января текущего года было подписано постановление губернатора НСО, а с 1 апреля театр прочно и окончательно укрепился в новом статусе.
— Когда встал вопрос о выборе, сомнений у нас не было, — комментирует ситуацию Татьяна Людмилина, — По сути дела, мы уже давно живем по тем нормам, которые теперь оформлены юридически. «Глобус» уже далеко ушел от традиционного стационарного театра, который может позволить себе работать не торопясь, «медленной походкой». В течение последних нескольких лет вместо плановых 280 спектаклей в год, как это принято в других театрах и, как обязывает закон, мы даем 490, в дни школьных каникул у нас идет по 5–6 спектаклей в день. Мы уже давно научились зарабатывать деньги, жить достойно и приглашать лучших режиссеров, спектакли которых являются самостоятельным творческим организмом. Самое главное, что дал нам переход на новый режим хозяйственности, это возможность уйти от двух тяжелых позиций: казначейской системы с ее сметным финансированием и Федерального закона № 94 с его тендерами, аукционами и котировками. При казначейском исполнении бюджета мы с нашими темпами и объемами уже ни интенсивно, ни экстенсивно развиваться не могли. А ФЗ № 94 усугубил накопившиеся проблемы. Если процесс прохождения платежного поручения занимал 10–12 дней, и это при нашей мобильности и необходимости «работать с колес» было недопустимо, то после вступления в действие закона наша «невозможность проведения работ» в связи с конкурсами растягивалась до 60 (!) дней. Я уже не говорю об общей абсурдности ситуации, когда приходилось проводить конкурсы на режиссеров и художников спектаклей. В 2007 году мы провели более 40 конкурсов и котировок. Думаю, что Закон об автономных учреждениях составляли вполне здравые люди, которые понимали, что из ситуации, в которую комплексом законов были загнаны бюджетные учреждения, должен быть выход. И этот выход найден. Автономное учреждение (АУ) дает разумную свободу деятельности.
При переходе в режим АУ собственник учреждений культуры не меняется, учредителем остаются областные Администрации или муниципалитеты. Финансирование идет не по смете доходов и расходов, а по статье субсидий. Театры получают Государственное задание (система Государственного задания введена еще в прошлом году) и заключают с учредителем договор, где прописываются их обязательства (количество новых спектаклей, общее число спектаклей, требования по жанрам, возрастная аудитория и т. д.).
Контроль за исполнением Государственного задания осуществляет Наблюдательный совет (вот оно то, чего боялись!), число членов совета может колебаться от пяти до одиннадцати человек. В Наблюдательный совет «Глобуса» входят два представителя Департамента культуры (как органа, курирующего профессиональную деятельность театра), два представителя Департамента имущества (как Департамента, отвечающего за госимущество, отданное театру в оперативное управление, как и бюджетным организациям), два представителя театра и один представитель общественности. Основная функция совета — согласовательная, однако, совет имеет право вмешаться в дела театра, если речь идет о крупных сделках. Татьяна Людмилина страхов о комиссарском надзоре по поводу Наблюдательного совета не разделяет. А заместитель главы Департамента культуры Владимир Миллер и вовсе называет их «детским лепетом» и отсылает к Закону, где функции Совета «прописаны черным по белому». Но законы, как известно, пишутся людьми, и в советах тоже работают живые люди. «А ну как каждому из наблюдателей захочется порулить, выразить свое мнение, у каждого свой вкус: одному нравится комедия, другому трагедия, а третьему вообще ничто не нравится, — высказывает свои «тайные сомнения» директор театра музыкальной комедии Леонид Кипнис. Но тут, как говорится, рассудит время.
Театры, помимо того, что за ними сохраняется государственное финансирование, получают возможность самим зарабатывать деньги, которые будут оставаться в театре. «Конечно, при новом режиме хозяйствования надо иметь голову, крутиться, вертеться, думать. И пока не все к этому готовы, — говорит Владимир Миллер. — Конечно, легче попросить денег, получить маленечко и делать шаг, потом дадут еще — шагнуть еще... В бюджетной организации за тебя все прописано. А теперь самому придется решать, как правильно и верно ты будешь шагать. В унитарном предприятии ты — хозяйственник: получаешь задание на определенный объем услуг, оптимально используешь полученные от государства средства. А далее идешь на рынок и предлагаешь, кому еще нужны твои услуги: просит Тюмень, едешь со спектаклем на Север и там зарабатываешь свой рубль и так далее. И в этом есть твоя прямая заинтересованность, поскольку государство не заберет эти дополнительные деньги».
А не получится ли так, что «дополнительные деньги» составят сумму значительную, и у государства возникнет соблазн сократить «государственную часть»? «Есть такая тема, — соглашается Владимир Миллер. — Если ситуация будет стабильная, то заработанная часть денег в процентном отношении будет расти, но это не значит, что мы будем уменьшать государственную. Прежде всего, мы заказываем театру некое количество услуг, которое он должен нам предоставить. Если мы заказываем театру 250 спектаклей, то только форс-мажорные обстоятельства могут быть причиной того, что спектаклей произведено меньше. Либо причина может быть в том, что театров будет так много, что. например, кому-то уже не надо будет делать 250 спектаклей, достаточно будет 240. Тогда наше Государственное задание может измениться. Ни при каких иных обстоятельствах мы своего задания уменьшать не будем, напротив, мы можем его только увеличивать: просить сделать плюс к 250 спектаклям еще выездные».
«Не все измеряется экономикой»
От перехода, считает Леонид Кипнис, в первую очередь выиграют театры, которые имеют хорошо оборудованное здание и небольшой штат. Музыкальные театры находятся в более сложном положении, чем драматические. Штат Театра музыкальной комедии в городе самый большой после Театра оперы и балета. В нем состоят четыре коллектива: солисты (их число, практически, равно числу актеров в драматическом театре), хор, балет и оркестр. Затратность музыкальных спектаклей тоже высока — для одной постановки требуется до 150 костюмов. А отчисления авторам! На них, по словам директора, в его театре уходит до 23% сборов. «В соответствии с законом „Об авторских и смежных правах“ автор — драматург, композитор, переводчик, автор либретто, вплоть до художника-постановщика, художника по костюмам, балетмейстера и так далее — обязан получать процент отчислений от каждого показанного спектакля, — комментирует Леонид Кипнис. — А так как в музыкальном театре таких авторов гораздо больше, чем в любом драматическом, то и процент отчислений от каждого спектакля, который мы обязаны платить автору, очень высокий. „На жизнь“ остается очень немного, и поэтому зарабатывать сегодня театру очень сложно, тем более, если это театр музыкальный».
Это одна сторона медали, вторая: «Конечно, — говорит Леонид Кипнис, — свобода финансовая, свобода экономическая, свобода хозяйственная, безусловно, открывает для учреждений культуры, в частности, театров, перспективы для более свободного творчества. Но театр — прежде всего, творческий организм. И его деятельность нельзя оценивать только экономическими показателями. В театре есть спектакли, которые не рассчитаны на массового зрителя, не рассчитаны на чисто коммерческий успех, они для узкого круга ценителей. Они являются определенным новаторством. И такие имеющие новаторский, экспериментальный характер спектакли, театр для своего развития тоже должен в репертуаре иметь. Что не всегда собирает ту самую массовую аудиторию, на которую рассчитывают экономисты. И мы попадаем в те самые ножницы, когда не все решает экономика. Творческий, интеллектуальный труд зачастую не зависит от того, насколько четко прописаны финансовые взаимоотношения. Хозяйственно-финансовая свобода, конечно, дает театрам хорошие перспективы. Но пользоваться этой свободой надо аккуратно».
Баланс материального с духовным
Определяясь с экономической и правовой моделью театра, полагает художественный руководитель Новосибирского городского театра Сергей Афанасьев, необходимо осознавать, что театр — это сфера искусства.
— Именно «искусства», на чем я настаиваю, — подчеркивает он, — потому что мы позиционируем себя, как деятели искусства, а относятся к нам как к деятелям культуры. И часто именно на стыке этих двух понятий возникают вопросы, которые не очень понимаются наверху. И от неразделения искусства и культуры в первую очередь страдает понятие творческого эксперимента, а без творческого эксперимента ни одна — ни новая, ни старая — модель театра существовать не может.
Творческую модель нового театра Сергей Афанасьев связывает с сохранением традиций русского психологического театра, театра репертуарного. Без понимания этого, говорит он, театр превратится в некий альтернативный вид деятельности в области культурно-массовых развлечений. И при соблазне экономических свобод очень важно не размыть границы и не лишить театр его исходной миссии.
Надо ли говорить, что в период перемен, когда определяется принципиальный вектор развития, театры как никогда нуждаются в сильном творческом лидере, который бы смог соблюсти разумный баланс материального с духовным. Между тем, половина Российских театров сегодня работают без главных режиссеров. Директора и главные режиссеры не «сходятся характерами» из-за разницы взглядов на эстетическое лицо театра (в Новосибирске рекордсмен по шумным «разводам» — театр «Старый дом»: за сравнительно небольшой срок в нем сменилось пять главных режиссеров и три директора). Вторая причина пустующих кресел главного режиссера — общий кризис института главных режиссеров. Молодым сегодня гораздо интереснее заниматься собой: идеи на свои спектакли у них есть, а вот идей на репертуарный театр, где надо выстраивать художественную линию, — нет.
«Режиссеры стали жить не по любви, а за деньги, — развивает тему Афанасьев. — Поехать в провинцию или не в провинцию, скосить там несколько тысяч долларов за достаточно нетрудоемкий спектакль. Зачем же утруждать себя, вести на себе груз главного режиссерства? Тем более, что театры сейчас — и труппы, и творческий состав — находятся в чудовищном состоянии. И политика государства по отношению к театрам пока не очень понятна, и общая идеологическая политика в области театра не ясна. И главное, размыты моральные и нравственные ценности, и страна не дает вектора направленности таланту».
«Это первый шаг, будет и второй...»
Хозяйственную реформу зам. главы Департамента культуры НСО Владимир Миллер рассматривает как вполне нормальное поступательное развитие отечественной культуры: «Было Советское государство с его регламентами и форматами. Потом был период полной свободы, разных форм хозяйствования и отсутствия всякого контроля. Потом был бардак, когда в мутной воде чего только не было. А сегодня идет нормальный процесс упорядочивания и регламентирования АУ значительно упрощает схему финансирования учреждений культуры, и на сегодняшний день, думаю, — это панацея. При этом бюджетная организация — это очень строго...». Но это, как представляется Владимиру Миллеру, еще не окончательное решение вопроса о деятельности наших учреждений культуры: «Это лишь первый шаг. Думаю, будет и второй, и третий».
Значит ли это, что мы все-таки на пути к реформе театра? И значит ли это, что реформирование пойдет по тому пути, который предлагается знаменитыми режиссерами Валерием Фокиным и Марком Захаровым, которых принято считать родоначальниками театральной реформы? В своих последних интервью Валерий Фокин вновь начал часто возвращаться к вопросу о раздутых театральных труппах и переизбытке театров. «Я могу поддержать Фокина в том, что сейчас много „мертвых театров“, — говорит Миллер. — Поэтому мы и говорим о необходимости тройственного союза: директора-хозяйственника, личности художественного руководителя и учредителя, задание которого должно быть актуально, как с точки зрения нравственной и художественной, так и эмоциональной, развлекательной. Проблема же большого числа театров актуальна скорее для Москвы и Питера А в периферийных городах, напротив, их не хватает. Другое дело, каков уровень этих театров. И сегодня мы думаем о том, чтобы создавать театры в каждом районе города. Мало того, созревает ситуация и в таких городах, как Карасук, Искитим и Куйбышев. Что может быть театр как форма? Это может быть просто здание, как на Западе, где принято работать по законам антрепризы: сегодня работает музыкальная группа приглашенная, завтра драматический театр и так далее. И такая форма может быть этапом там, где нет достаточного числа потенциальных зрителей, которые способны ходить в театр каждый день. Это тоже некое изменение формы деятельности театра. Или, например, мы будем действующему драматическому театру давать задание не на 250 спектаклей, а на 100, а другие 100 спектаклей на его площадке будут музыкальные... Это уже будет реформа. Это вопрос будущего, думаю, не очень отдаленного...»