Ирина Тимофеева, «Ведомости»
Если математический символ, то
непременно константа. Если предмет в
руках художника, то
ластик, смягчающий резкость этюда. Если кулинарный шедевр, то
кремовая розочка, венчающая произведение кондитера. Такие ассоциации рождает актриса Людмила Трошина. Фламиния в
«Двойном непостоянстве», Атуева в
«Свадьбе Кречинского», Марусечка... У
знаковой актрисы «Глобуса» 30
октября
— юбилей. Одним глазком мы
заглянули накануне в
ее
гримерку...
— Людмила Михайловна, что о вас может рассказать пространство гримерки?
— Буквально месяц назад в ней все поменялось. Новый шкаф, новые раковины... Ничего от той гримерки не осталось. Только номер — 228-я.
— В кулуарах подслушала, что у вас едва ли не одна запись в трудовой книжке — театр «Глобус». Почему так?
— Тогда можно спрашивать: почему именно Новосибирск... В 1973 году я приехала в этот город. Закончила театральное. Потом весь наш курс оставили в филармонии. Два года проработала — и меня пригласили играть Малыша... Так и осталась. Наверное, я по натуре очень постоянный человек. Если замужество, то верность. Если работа — на долгие годы. Меня звали переезжать в Москву. А у меня уже ребенок здесь родился, репертуар был наработан. Как можно было уехать?
— Получается, что постоянство — это знак того, что вы некогда сделали правильный выбор?
— Раньше говорили: незаменимых актеров нет, есть неповторимые. В определенной роли. Я нравилась режиссерам, не всем, конечно, значит, я была нужна. Постоянство — это знак того, что ты не ошибся... Я и в Новосибирске работала со звездами — Фокиным, Черняковым, Морозовым. Наверное, это вознаграждения. За верность, за постоянство. Или за умение ждать. Скорее, за второе. Хотя спектаклей у меня сейчас мало — всего пять названий...
— Зато как вас любят!
— Я это ощущаю. Сейчас я работаю в театральном институте. Говорю студентам: «Не в себя, не в себя. Если идет звуковой поток — все туда, все отдавайте! Не бойтесь, не жалейте. Когда ты отдаешь, и это не корысть какая-то, — оно возвращается».
— Вы сыграли палитру женских ролей. В какой из них вам меньше всего приходилось играть?
— Пожалуй, это роль актрисы. В «Убийстве Гонзаго», чеховской «Чайке»... Я не люблю слово играть. Существуют образы. И их надо проживать. Открываешь для себя роль — и сама в себе что-то открываешь. И важно, чтобы зрители не поняли, что это игра. Как кто-то сказал после спектакля: «Ошметки нервов по софитам...»
— Как бы вы продолжили фразу: «Если не театр, то...»
— Если не театр, то счастливая семья. Как правило, у нас получается либо то, либо другое. Если не театр, то большой красивый дом, много детей... Не один, а много-много. Но это уже какая-то другая жизнь.
— Совсем скоро в театре пройдет ваш юбилейный вечер. Ждете ли вы в этот день особого контакта со зрителем?
— Накануне моего дня рождения, 29 октября, в «Глобусе» на малой сцене пройдет концертная программа «Любовью женщина жива...» А 1 ноября, в свой юбилейный вечер, я выйду на сцену в образе Атуевой в спектакле «Свадьба Кречинского». В такие вечера в зале собираются очень много дорогих моему сердцу людей. Конечно, они ходят на мои спектакли, но собрать их всех в одном месте... это бывает очень редко. В зале, конечно, будут и обычные зрители. Очень важно, чтобы те, кто пришел один раз, пришли еще и еще. Для меня самое главное — не разочаровать этого зрителя.