Ее Величество – Ася Гаршина

27 марта 2005
Ирина Тимофеева, «Ведомости»

Сценическое искусство кроме изрядно потрепанных определений «Вся жизнь — театр» или «Театр начинается с вешалки» имеет еще несколько уникальных черт. Это только кажется, что актеров на сцену выплескивает невесомая волна вдохновения — но сколько усилий, труда, терпения надо вложить, чтобы зритель поверил в эту отточенную легкость.

Это только кажется, что каждый актер подобно кисти свободного художника самовыражается в абсолюте, расчерчивая «холст» своими жестами, мимикой, нюансами эмоций, — но как нужно вжиться, врасти, влезть в ту или иную роль, чтобы не чувствовать ее плащом с чужого плеча. Это только кажется, что быть театральной легендой просто, — но какую часть себя нужно положить на алтарь сцены, чтобы без передышек и скидок на почетный возраст вновь и вновь доказывать свою легендарность...

Анастасия Гаршина, хранительница истории «Глобуса», не нуждается в представлении. Даже здесь у театра и актрисы пересекаются линии судеб: неделя торжеств в честь 75-летия «Глобуса» начинается с юбилейного вечера Анастасии Васильевны. Только из названий спектаклей, в которых ей довелось сыграть (таковых — полторы сотни!), можно написать связный рассказ. А из арсенала ее наград, пожалуй, самая-самая — это звание «Народная артистка», которое она получила еще в 1979 году. Выше только звезды, а она, отдав служению Мельпомене 55 лет, вновь на сцене. Сегодня — в качестве главной героини бенефиса...

В этот день было море — не меньше — цветов, почетных грамот, телеграмм и «послов» отовсюду — из властных структур и соседних театров... А «Глобус», прежде — ТЮЗ, с которым Анастасия Васильевна сроднилась еще в далеком 1949 году, в день бенефиса подарил ей сказочное королевство, где место на троне предназначалось только ей... «Ее Величеству — Актрисе!» Но Анастасия Гаршина вышла из-за кулис без короны и пышных нарядов. Задорную пионерку с традиционным алым галстуком, повязанным на шее, на сцену вывез паровоз из «НЭПа». Вместе с другой легендой — Зоей Булгаковой — «травестийный отряд» шутливо промаршировал по сцене: этим театральным иносказанием Анастасия Гаршина напомнила зрителю, что за свою творческую жизнь она прошла через все возможные амплуа, в том числе играла подростков. А первым прикосновением к театру была как раз Зоя Федоровна, ныне — дорогая подруга. И «Синяя птица», которая когда-то поманила крылом.

Но и по сей день сцена ее не отпускает. Старейшая артистка труппы занята в пяти спектаклях: «Деревья умирают стоя», «Дядя Ваня», «Софья Петровна», «Двенадцать месяцев», «Бемби». На традиционное «зачем?» Анастасия Васильевна отвечает афористически точно: «Сцена мое отечество. Надо продлевать паспорт, чтобы сохранить гражданство».

Война воспитала в ней трудолюбие, стойкость, умение делить пайку поровну: на фотографиях из старого альбома, которые во время бенефиса-юбилея в виде проекций скользили по сцене, она прямая как линия, гордая в каждой черточке, красивая и неуловимо сильная. Деревенская девочка из простой семьи, она поймала за хвост удачу и стала актрисой: судьба ли это или соположение случайностей, но она попала к педагогу из эвакуированного во время войны Ленинградского театрального института. А он напророчил ей путь актрисы. Анастасия Гаршина закончила именно этот театральный, а еще студенткой снималась в фильмах Романа Кармена... А по окончании вуза перед ней открылись двери Театра юного зрителя, воплощением живой истории которого она является. В 1979 году она перешла в «Красный факел», но в 1994 году снова вернулась на родную сцену ТЮЗа — «Глобуса», где без нее не обошелся ни один масштабный спектакль. Ее супруг — Виктор Орлов — актер и режиссер, дочь — актриса, а сама она не мыслит жизни без театра. А зритель всех возрастов за ее талантливую и упорную работу делится с ней неподдельной любовью.

Гаршина и Булгакова, по-пионерски появившись на сцене, вдруг начинают читать диалоги из спектаклей разных лет. Первый из них — из «Снежной королевы», где Кай, замерзая, еле шепчет, что должен сложить слово «Вечность». Анастасия Васильевна это всеобъемлющее слово уже сложила: она оставила культурный след в памяти целых поколений новосибирцев. Поэтому зрителей не надо уговаривать: «Умоляю, будьте несдержанны в эмоциях!» Зал аплодирует стоя, а корзина, шутливо выкаченная из-за кулис, наполняется цветами... И летят благодарности — актрисе Гаршиной, Анастасии Васильевне, просто Асе, которая играла и в «Марии Стюарт», и в «Чайке», и в «Ромео и Джульетте»... Для нее сцена куда действенней сказочных молодильных яблок. Шалите? Так продолжайте шалить, Ее Величество Актриса!