Поллианна
2
апреля вторник
18:30
14
апреля воскресенье
18:00
2 апреля 18:30 · вторник
14 апреля 18:00 · воскресенье
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Art
2
апреля вторник
18:30
2 апреля 18:30 · вторник
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Отель двух миров
3
апреля среда
18:30
3 апреля 18:30 · среда
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Дни Турбиных
4
апреля четверг
18:30
4 апреля 18:30 · четверг
Дни Турбиных
12+
Большая сцена Михаил Булгаков
12+
Чук и Гек
4
апреля четверг
14:00, 18:30
4 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+
Женитьба Бальзаминова
5
апреля пятница
18:30
5 апреля 18:30 · пятница
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Спасите Леньку!
5
апреля пятница
14:00, 18:30
5 апреля 14:00, 18:30 · пятница
Спасите Леньку!
12+
Малая сцена Малика Икрамова
12+
Ревизор
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Денискины рассказы
7
апреля воскресенье
18:00
13
апреля суббота
18:00
Трое в лодке, не считая собаки
7
апреля воскресенье
18:00
Учитель танцев
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Учитель танцев
16+
Большая сцена Лопе де Вега
16+
Лисистрата
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Лисистрата
18+
Малая сцена Аристофан
18+
Всем кого касается
10
апреля среда
18:30
11
апреля четверг
14:00, 18:30
Игроки
10
апреля среда
18:30
10 апреля 18:30 · среда
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Каштанка
11
апреля четверг
14:00, 18:30
11 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
104 страницы про любовь
12
апреля пятница
18:30
12 апреля 18:30 · пятница
104 страницы про любовь
16+
Большая сцена Эдвард Радзинский
16+
Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00
Почти по Гоголю
Почти по Гоголю
18+
К Международному дню театра • 27 марта 2024 года
18+

Сибирский поход за «Золотой маской»

9 Апреля 2004
Сергей Самойленко, «Континент Сибирь»

В этом году в списке претендентов на главную театральную награду страны — национальную премию «Золотая маска» — сразу четыре сибирских театра с пятью спектаклями. Нестоличные театры в спор за «Золотую маску» вмешиваются нечасто — обычно провинциальный коллектив номинируется на премию из соображений политкорректности, чтобы список участников не сводился лишь к московским и питерским претендентам. Победители станут известны 12 апреля, уже после выхода журнала, но даже сейчас можно сказать, что сибирские театры добились большого успеха. Сибирь перестает быть театральной провинцией.

«Золотая маска» этого года — юбилейная, десятая по счету. Собственно фестивалю предшествуют обширные юбилейные гастроли, в которых принимают участие с отдельными программами самые знаменитые коллективы — например, балет Бориса Эйфмана или театр «Мено фортас» Някрошюса. С отдельной программой в середине марта выступил и один из фаворитов премиальной гонки — Новосибирский государственный академический театр оперы и балета. На «Маску» номинированы два спектакля НГАТОиБ: опера «Жизнь с идиотом» и балет «Дон Кихот». В качестве бонуса новосибирцы показали и балет «Коппелия», обладателя премии двухлетней давности.

Режиссеры и директоры

Все сибирские спектакли имеют разные шансы получить премию, но уже то, что они представлены в нынешней «Золотой маске», — огромный успех. Успех, разумеется, не стал неожиданностью. НГАТОиБ всегда был в числе главных российских оперных театров. Однако с приходом два с небольшим года назад на пост директора театра Бориса Мездрича НГАТОиБ, как кажется, получил новый импульс к развитию. В творческой сфере успехи очевидны. «Кармен» режиссера Александра Степанюка участвовала в «Золотой маске». Алла Сигалова прошлой осенью успешно поставила балет «Поцелуй феи». В этом году, в конце марта состоится премьера «Аиды», которая обещает стать крупным событием в российской опере. «Аиду» ставят Дмитрий Черняков и дирижер Теодор Курентзис, молодой грек, учившийся в Петербургской консерватории у легендарного Ильи Мусина. Курентзиса сегодня называют надеждой российской музыки: в середине марта в Москве он подряд дирижировал концертом ансамбля старинной музыки, оперным концертом памяти Колобова и выступил с Национальным филармоническим оркестром — и каждый раз с триумфом. Рецепт успеха НГАТОиБ очевиден: прежде всего, это правильный выбор команды для каждого нового спектакля.

Политика директора новосибирского «Глобуса» Татьяны Людмилиной похожа: при отсутствии в театре главного режиссера именно она определяет, кого приглашать на постановку. Надо заметить, что Людмилина, лично выбирая персоны режиссеров, продолжает линию работы долгие годы возглавлявшей театр до нее Марии Ревякиной (ставшей затем директором МХАТа и в этом году назначенной генеральным директором «Золотой маски»). При Ревякиной в «Глобусе» ставили такие известные режиссеры как Морозов, Фокин, Фильштинский. Самыми удачными постановками последнего времени, кроме «Двойного непостоянства», стали премьеры этого сезона — спектакль «Ю» по пьесе Оли Мухиной, поставленный молодым красноярцем Алексеем Крикливым (в этом году ставшим штатным режиссером «Глобуса») и «Моя Марусечка», поставленная московским режиссером Мариной Брусникиной.

Выбор Омской драмы также оказался удачным — и после «Дачников» Евгений Марчелли назначен главным режиссером театра. Омский драматический театр справедливо считается одним из лучших сибирских театров — в частности, благодаря очень сильной труппе. Спектакли этого театра неоднократно номинировались на «Золотую маску», а актриса Наталья Василиади получила специальный приз «Маски» за роль в спектакле «Приглашение на казнь».

Привлечение известных режиссеров становится сегодня для нестоличного театра одним из способов добиться успеха. Но не единственным. Попадание в число номинантов «Маски» спектакля Минусинского драматического театра тому подтверждение. Постановка Алексея Песегова, главного режиссера театра, несомненно, заслуживает высокой оценки, хотя и уступает, на мой взгляд, трехлетней давности спектаклю «Циники» этого режиссера, награжденного специальным призом «Золотой маски». Алексей Песегов, не имея в составе труппы звезд российского уровня, создает собственную поэтику работы со светом и музыкой, «маскируя» актерские недостатки и «выпячивая» достоинства, доказывая, что даже в далеком от театральных центров Минусинске возможно существование достойного театра.

Справедливости ради стоит отметить, что, кроме театров, участвующих в «Маске», в Сибири достаточно коллективов, хоть и обделенных призами и вниманием столичных критиков, но ничем не уступающих в мастерстве. Например, новосибирский театр Сергея Афанасьева, выросший из студии и сохранивший студийный дух и энтузиазм, несмотря на болезненный процесс смены поколений.

Фестивали и гастроли

Неофициальный статус «третьей театральной столицы» долгое время оспаривали Омск и Новосибирск. Но, после того как вместе с Борисом Мездричем в Новосибирск перебрался и фестиваль «Театр + ТВ», именно сюда переместился центр театральной жизни Сибири. В Новосибирске уже десять лет проходит Рождественский фестиваль искусств, на который приезжают самые прославленные коллективы: театры Фоменко, Додина, Някрошюса, Эйфмана и многих других. Участие в фестивале новосибирских театров позволяет сравнивать реальный уровень местных коллективов и звезд — и не всегда сравнение в пользу столиц.

Свободные и независимые

«Сибирский след» на «Золотой маске» этого года не сводится только к спектаклям государственных театров. В юбилейной программе показал за один день все свои спектакли всеобщий любимец Евгений Гришковец, один из самых модных персонажей российской сцены. Бывший кемеровчанин, восемь лет возглавлявший созданный им студенческий театр «Ложа», добился славы и признания, лишь когда вышел на московские площадки. Сам он не любит вспоминать про Кемерово и считает себя калининградским жителем, но именно в столице Кузбасса сформировались все его приемы, его «неактерская» техника, методика работы с незафиксированным текстом. Более того, в программе «Маски» значится самостоятельным номером и «Ложа» — «Угольный бассейн», созданный в модной технике документального театра, был показан, кажется, на всех мыслимых российских и европейских фестивалях.

В целом, как ни банально это звучит, но «Золотая маска» и российский театр сегодня отчасти прирастают Сибирью. Успех сибирского театра обусловлен прежде всего тем, что он, преодолевая региональные барьеры, существует в одном пространстве с театром столичным, сотрудничает с лучшими режиссерами, соревнуется со звездами — и порой выигрывает. В том числе «Золотую маску».

Сибирские номинанты Национальной премии «Золотая маска» 2004 года

В мире российского театра сенсацией прошлого сезона стала постановка оперы Альфреда Шнитке «Жизнь с идиотом» в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета (НГАТОиБ) интернациональной командой. Основой либретто оперы стал скандальный рассказ Виктора Ерофеева. История о том, как интеллигентная советская семья взяла на воспитание из сумасшедшего дома взрослого идиота Вову, а он, соблазнив сначала жену, а потом и мужа, превратил их жизнь в ад, поставлена в декорациях, напоминающих о советском абсурде: коробка сцены оклеена газетой «Правда», маршируют часовые кремлевского караула, хор умалишенных танцует танго с железными стульями. Декорации Давида Боровского напоминают одновременно о «совке» и о Римской империи периода упадка. Опера номинирована на «Золотую маску» в максимальном числе номинаций — шести. Показ «Жизни с идиотом» в Москве в рамках фестивальной программы «Маски» вызвал шквал положительных откликов.

Балет «Дон Кихот» (реставрация, сделанная Сергеем Вихаревым) НГАТОиБ представил со столь же оглушительным успехом. Критика отметила безупречную технику артистов, особенно Анны Жаровой, номинированной за роль Китри на премию как лучшая балерина. Отмечается, что единственный реальный оперник новосибирского спектакля — «Светлый путь», поставленный в Большом театре Алексей Ратманским.

Реальный претендент на награды фестиваля — и новосибирский театр «Глобус» со спектаклем «Двойное непостоянство», поставленным на Малой сцене одним из самых известных режиссеров нового поколения Дмитрием Черняковым. Спектакль по пьесе французского драматурга Мариво стал настоящим триумфом режиссера и «Глобуса». Перенеся действие пьесы в условную современность, режиссер отгородил сцену от зрительного зала стеклянной стеной, заставив зрителей наблюдать своего рода reality show. Коэффициент новизны этой постановки запредельно высок — и закономерно, что спектакль номинирован на «Маску» в пяти номинациях: как лучший спектакль малой формы, за лучшие режиссуру, сценографию, за мужскую и женскую роли.

Среди драматических театров в списке претендентов — Омская драма со спектаклем «Дачники» по пьесе Горького. Спектакль поставил Евгений Марчелли — режиссер молодой, но хорошо известный после постановки «Фальстафа» в театре Вахтангова. «Дачники», на сцене омской драмы идущие под хит Сукачева «А за окошком месяц май:», получились провокационными и яркими, подтвердив репутацию режиссера как приверженца авангардных подходов.

Минусинский драматический театр в «Маске» представлен спектаклем «Наваждение Катерины» по очерку Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Спектакль был показан в Новосибирске в рамках последнего Рождественского фестиваля — несомненно, постановка очень интересная, хотя и многое проигравшая при переносе на чужую площадку.

Омский академический театр драмы

В 1997 году спектакль «Женщина в песках» по роману Кобо Абэ получил три «Золотых маски» — за работу режиссера (Владимир Петров), за лучшие женскую (японская актриса Араки Кадзуро) и мужскую (Михаил Окунев) роли. В 2002 году за роль в спектакле «Приглашение на казнь» спецприз «Золотой маски» получила актриса Наталья Василиади.

Минусинский драматический театр

В 2002 году спектакль режиссера Алексея Песегова «Циники», поставленный по роману Анатолия Мариенгофа, награжден спецпризом «Золотой маски». Спектакль «Наваждение Катерины» выдвинут на премию 2004 года в трех номинациях.

Новосибирский театр музыкальной комедии

За роль в спектакле «Граф Люксембургский», выдвинутом на премию 2003 года в пяти номинациях, «Золотую маску» получила Ольга Титова.

Новосибирский государственный академический театр оперы и балета

Оперные и балетные спектакли театра неоднократно номинировались на «Золотую маску». Премией был отмечен Валерий Гильманов за лучшую мужскую роль в опере («Молодой Давид», 2000 год). Лучшим балетом названа «Коппелия», спецприз получила Анна Жарова (2002 год).

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272