Татьяна Коньякова, «Вечерний Новосибирск»
Московские критики обсуждают спектакль театра «Глобус»
«Русское варенье» — последняя премьера прошедшего театрального сезона — одна из самых больших удач «Глобуса» за последнее время.
Постановку осуществил режиссер из Минусинска Алексей Песегов — обладатель трех премий «Золотая маска». В основе спектакля — пьеса Людмилы Улицкой, выстроенная в жанре вариаций на темы пьес Чехова. Речь в ней идет о судьбах российской интеллигенции. Отношение к интеллигенции у автора пьесы и спектакля достаточно сложное. Но, отмечая все «но»: непрактичность, безалаберность, «витание в облаках» и проч., они все же с большой нежностью и печалью как уходящую натуру представляют такой набор качеств, как умение тонко чувствовать, глубоко переживать и сопереживать, способность видеть мир объемно... Все то, что сегодня не всегда востребовано, и не находится в особой чести.
В конце сентября спектакль был представлен на VII Межрегиональном театральном фестивале «Сибирский транзит», который в этом году проходил в Барнауле. Постановка была тепло принята зрителем и вызвала большой интерес у профессионалов-театроведов, приглашенных на фестиваль. Публикации о фестивале, о наиболее интересных работах в ближайшее время должны появиться на страницах изданий, которые представляли театральные критики.
Надежда Таршис — театральный критик «Петербургского театрального журнала» — особенно отметила «разнонаправленную режиссуру», существующую в «Глобусе»:
— В работе с разными режиссерами труппа достигла абсолютной виртуозности, улавливая язык каждого и существуя всякий раз по особым законам.
Что касается языка Песегова, то попытку «поиграть с Чеховым» критик нашла вещью не только забавной, но понятной и интересной. Однако подчеркнула, что, по ее мнению, игровой момент в спектакле все же не был проявлен в полной мере, а Чехов не терпел унылого серьёза...
Александра Лаврова — главный редактор московского журнала «Страстной бульвар», как плюс режиссуры обозначила сознательный отказ Алексея Песегова от плетения каких бы то ни было кружев и аллюзий на уровне читателей средней школы.
— Он рассказал свою историю, где речь идёт о среднестатистической ситуации нашего временило среднестатистическом знании Чехова, о среднестатистической даче, которых полно в Подмосковье и которые рушатся со страшной силой. Спектакли Песегова всегда медитативны, но это обладает притягательной колдовской силой. Очень интересны и совершенно точны по психологическому существованию и актерские работы.
Глеб Ситковский — эксперт Национальной театральной премий «Золотая маска», представляющий московскую «Газету», от прямых оценок спектакля воздержался, высказавшись лишь по поводу его по идейного содержания:
— Речь в пьесе Улицкой идёт о катастрофе, о том, что Россия гибнет. И если это серьезно воспринимать, то есть опасение, что можно занять одну из позиций персонажа Варвары. И хотя тут многократно произносится слово «катастрофа», и мы видим, как действительно всё рушится, но это скорее не Катастрофа, а кавардак. И никто из персонажей не прав...
Татьяна Тихоновец — председатель жюри «Сибирского транзита», представляющая газету «Экран и сцена» (Пермь), также отметила и успех режиссерской работы, и слаженность актерского ансамбля:
— Песегов поставил спектакль в форме самой жизни, это его специальный прием, это природа песеговского таланта. Он не оглядывается на то, что сегодняшняя публика любит спектакли покороче, действие в которых развивается побыстрее. Его история имеет право на такую длительность, которую она имеет. Актерский ансамбль работает очень слаженно и профессионально. Театральная ирония по отношению к своим персонажам имеет очень хороший градус воздействия на зрителя.
Напомним, что на «Сибирском транзите» диплом фестиваля «За лучшую роль» получила актриса Тамара Кочержинская, сыгравшая в «Русском варенье» роль Макани. Евгений Калашник (Андрей Иванович) отмечен за творческий героизм и несгибаемый профессионализм.
В настоящее время Алексей Песегов приступил к постановке на сцене «Глобуса» нового спектакля — это будут «Циники» Анатолия Мариенгофа. Режиссер уже работал над этим материалом в Минусинском театре драмы, который возглавляет, и получил за «Циников» «Золотую маску» в 2000 году. Однако новосибирский спектакль не будет переносом старого спектакля на новую сцену, это будет новая работа; в том числе и с новыми режиссерскими приемами.