Аромат «Русского варенья»

14 октября 2008
Татьяна Коньякова, «Вечерний Новосибирск»

Московские критики обсуждают спектакль театра «Глобус»

«Русское варенье» — по­следняя премьера прошед­шего театрального сезона — одна из самых больших удач «Глобуса» за последнее время.

Постановку осуществил ре­жиссер из Минусинска Алексей Песегов — обладатель трех пре­мий «Золотая маска». В основе спектакля — пьеса Людмилы Улицкой, выстроенная в жанре вариаций на темы пьес Чехова. Речь в ней идет о судьбах российской интеллигенции. Отно­шение к интеллигенции у автора пьесы и спектакля достаточно сложное. Но, отмечая все «но»: непрактичность, безалабер­ность, «витание в облаках» и проч., они все же с большой нежностью и печалью как уходя­щую натуру представляют такой набор качеств, как умение тонко чувствовать, глубоко переживать и сопереживать, способность ви­деть мир объемно... Все то, что сегодня не всегда востребовано, и не находится в особой чести.

В конце сентября спектакль был представлен на VII Межре­гиональном театральном фестивале «Сибирский транзит», кото­рый в этом году проходил в Бар­науле. Постановка была тепло принята зрителем и вызвала большой интерес у профессио­налов-театроведов, приглашен­ных на фестиваль. Публикации о фестивале, о наиболее интересных работах в ближайшее время должны появиться на страницах изданий, которые представляли театральные критики.

Надежда Таршис — театральный критик «Петербургско­го театрального журнала» — особенно отметила «разнонаправ­ленную режиссуру», существую­щую в «Глобусе»:

 В работе с разными ре­жиссерами труппа достигла аб­солютной виртуозности, улавли­вая язык каждого и существуя всякий раз по особым законам.

Что касается языка Песегова, то попытку «поиграть с Чеховым» критик нашла вещью не только забавной, но понятной и интерес­ной. Однако подчеркнула, что, по ее мнению, игровой момент в спектакле все же не был прояв­лен в полной мере, а Чехов не терпел унылого серьёза...

Александра Лаврова — главный редактор московского журнала «Страстной бульвар», как плюс режиссуры обозначила сознательный отказ Алексея Пе­сегова от плетения каких бы то ни было кружев и аллюзий на уровне читателей средней шко­лы.

 Он рассказал свою исто­рию, где речь идёт о среднестати­стической ситуации нашего вре­менило среднестатистическом знании Чехова, о среднестатис­тической даче, которых полно в Подмосковье и которые рушатся со страшной силой. Спектакли Песегова всегда медитативны, но это обладает притягательной колдовской силой. Очень интересны и совершенно точны по психологическому существова­нию и актерские работы.

Глеб Ситковский — эксперт Национальной театральной пре­мий «Золотая маска», представ­ляющий московскую «Газету», от прямых оценок спектакля воз­держался, высказавшись лишь по поводу его по идейного со­держания:

 Речь в пьесе Улицкой идёт о катастрофе, о том, что Россия гибнет. И если это серьезно воспринимать, то есть опасение, что можно занять одну из позиций персонажа Варвары. И хотя тут многократно произносится сло­во «катастрофа», и мы видим, как действительно всё рушится, но это скорее не Катастрофа, а кавардак. И никто из персонажей не прав...

Татьяна Тихоновец — пред­седатель жюри «Сибирского транзита», представляющая га­зету «Экран и сцена» (Пермь), также отметила и успех режис­серской работы, и слаженность актерского ансамбля:

 Песегов поставил спек­такль в форме самой жизни, это его специальный прием, это при­рода песеговского таланта. Он не оглядывается на то, что сего­дняшняя публика любит спек­такли покороче, действие в которых развивается побыстрее. Его история имеет право на такую длительность, которую она име­ет. Актерский ансамбль работает очень слаженно и профессио­нально. Театральная ирония по отношению к своим персонажам имеет очень хороший градус воздействия на зрителя.

Напомним, что на «Сибир­ском транзите» диплом фестиваля «За лучшую роль» получила актриса Тамара Кочержинская, сыгравшая в «Русском варенье» роль Макани. Евгений Калашник (Андрей Иванович) отмечен за творческий героизм и несгибае­мый профессионализм.

В настоящее время Алексей Песегов приступил к постановке на сцене «Глобуса» нового спек­такля — это будут «Циники» Анатолия Мариенгофа. Режис­сер уже работал над этим мате­риалом в Минусинском театре драмы, который возглавляет, и получил за «Циников» «Золотую маску» в 2000 году. Однако но­восибирский спектакль не будет переносом старого спектакля на новую сцену, это будет новая ра­бота; в том числе и с новыми ре­жиссерскими приемами.