Лилия Вишневская, «Бумеранг»
6
октября на
малой сцене театра «Глобус» состоялась первая премьера
87-го театрального сезона
— комедия «Дуэт The Sunshine boys». Спектакль по
самой известной пьесе американского драматурга Нила Саймона поставил Денис Малютин. Пьеса задумана драматургом как бенефис двух актеров, на
остроумном словесном поединке которых и
держится сюжетный каркас. Главные роли в
спектакле исполняют ярчайшие представители старшего поколения труппы театра «Глобус»
— заслуженные артисты России Евгений Важенин и
Александр Варавин.
Спустя три дня после премьерного показа в гостевой комнате театра прошла творческая встреча Дениса Малютина со зрителями. Общение вышло приятным и комфортным, вспоминали о прошлом и говорили о будущем... Сегодня Денис работает со многими театрами Сибири, и его нынешний творческий сезон полностью расписан. Режиссер рассказал, что буквально завтра он вылетает в Минусинск, где в местном драматическом театре будет работать над постановкой «За двумя зайцами». «Замечательная пьеса, я ее обожаю», — восклицает он, как только речь заходит об этом произведении.
О том, как любимый многими новосибирцами артист сменил профессию, как удается решать проблему взаимоотношений режиссера с актерами, а тем более именитыми, о творческих планах и мечтах вы узнаете от самого Дениса Малютина.
Режиссерские кнуты и пряники
— Денис, у вас очень богатая актерская копилка. В какой момент пришло решение — попробовать себя в режиссерском амплуа?
— Это произошло спонтанно. Я работал в антрепризных проектах в Новосибирске, а поскольку там не было никакой серьезной режиссуры, нам, артистам, самим приходилось сочинять спектакли, самостоятельно работать и над пьесой, и над ролью. И однажды коллеги предложили, а почему бы тебе не поехать в Москву и не поступить на режиссерский факультет. Поговорил с супругой: это был серьезный шаг для меня — уехать от семьи в Москву. Но вместе мы справились. Так что решение вполне осознанное. У меня были замечательные учителя: Сергей Иванович Яшин, Юрий Любимов... А дипломной работой стал спектакль «Маскарад» Лермонтова. Мы с ним участвовали в фестивале «Золотой Витязь» в Москве, где я получил диплом за лучшую режиссуру. Но даже еще работая актером в антрепризе, я понимал, что режиссурой надо заниматься!
— А поступать в театральный тоже спонтанное решение или это мечта детства?
— Никакой такой мечты не было. Сначала я вообще поступил в радиотехникум — хотел научиться чинить музыкальную аппаратуру. Я ведь очень серьезно занимался музыкой, у нас даже была своя собственная трек-команда, возникшая на волне моды конца 90-х. Не сложилось. Со второго курса меня отчислили за неуспеваемость. И порекомендовали колледж культуры и искусств. Я поступил на режиссуру народных театров, проучился два курса, ушел в армию, а вернувшись, поступил в Новосибирское театральное училище. На мой дипломный спектакль приехали представители Красноярского ТЮЗа. Я им чем-то приглянулся, и меня пригласили в театр. Ну а потом позвали в «Глобус». Наш курс судьба разбросала по всей стране — Семипалатинск, Новокузнецк, Барнаул... Мой однокурсник, Игорь Селезнев, сейчас служит директором Уссурийского драматического театра, где я последние два года проработал главным режиссером...
— Ну а на сцене мы вас еще увидим?
— Не знаю, честно! Я так скажу: артисту очень важно быть в тренаже, в том особом внутреннем состоянии, когда ты готов выходить на площадку. Поскольку прошло три года, как я ушел из актерской профессии, я уже немного побаиваюсь сцены (смеется). И это меня останавливает. Сейчас я серьезно занимаюсь режиссурой — это для меня актуально и важно. Хотя многие режиссеры умудряются совмещать два амплуа: Рязанов, Михалков, Бондарчук... Но на данный момент я не планирую выходить на сцену.
—А всё же хочется иногда тряхнуть стариной?
— Это знаете, как проявляется? В процессе репетиции. Когда тебя артист не понимает, ты выскакиваешь и начинаешь играть за него. Работаешь методом показа. Что есть неправильно для режиссера. Так что мою актерскую органику не задушишь, не убьешь (смеется).
— Каков ваш режиссерский стиль? Чем предпочитаете оперировать — кнутом или пряником?
— Я могу быть мягким, но могу быть и очень жестким. Незаметно? Ну слава Богу! За два года работы режиссером я понял, что артист может так сесть на шею, что ой-ёй-ёй... Я и сам так делал, будучи артистом. Поэтому стараюсь не давать слабины. Но режиссерские «косяки» еще имеются. Главное, чтобы зрители увидели все преимущества моей работы, а с недочетами я разберусь сам (смеется).
— Последний спектакль — «Дуэт The Sunshine Boys», прошел на малой сцене. А в каком пространстве вам комфортнее работается?
— Я безумно люблю малую сцену. Благодаря ей я почувствовал уверенность в себе как артист. Но я прекрасно знаю и большую сцену «Глобуса». 14 лет работы в театре позволили досконально изучить все нюансы работы на этих площадках: разница между ними колоссальная! Когда у тебя в работе большое пространство, приходится и как артисту, и как режиссеру формулировать всё более ярко. А малая сцена предполагает некую интимность между зрителем и сценой. Но сказать, что я хотел бы работать только с массовыми, батальными сценами или исключительно в камерном пространстве, будет неправильно. У каждого творческого периода — свои предпочтения...
«Месяц в деревне» по пьесе И.С. Тургенева, где я играл Ракитина, шел именно на малой сцене. С этим спектаклем связаны самые яркие воспоминания! Когда было распределение ролей, в титрах меня не оказалось. Директор театра, Татьяна Николаевна Людмилина, позвонила и сказала: «Денис, я вас поздравляю с новой ролью. Вы будете играть Незнайку-путешественника в спектакле «Незнайка на Луне». Я сказал, спасибо большое, хотя на тот момент мне было 30 с хвостиком. Незнайка с жизненным опытом! Прошло буквально полчаса — и снова звонок. Татьяна Николаевна объявляет: «Денис я вас поздравляю, у вас новая роль. Вы играете...». Я уже испугался: кого же еще я играю в «Незнайке»? «...Ракитина в спектакле «Месяц в деревне». Для меня это было внутренним прорывом.
Великолепные «Sunshine Boys»
— Когда ставили «Дуэт The Sunshine Boys», изначально видели в главных ролях Евгения Важенина и Александра Варавина?
— Да, конечно, для меня это было очевидным, еще когда только велись переговоры с театром по поводу постановки этой пьесы. Они оба попадают в роль на 95%.
— Молодой режиссер и именитые актеры... Как выстраивались эти взаимоотношения?
— Я проработал в «Глобусе» много лет. Евгений Иванович и Александр Иванович — мои учителя, они меня знали как артиста. Конечно, бывали и сложности, но в целом всё далось относительно легко. Они прекрасно понимали, кто я и в каком статусе. И выполняли все задачи, которые ставились перед ними. Процесс работы над образами был настолько корректен с их стороны, что никакого дискомфорта на площадке не ощущалось. Мы все вместе разбирали те или иные поступки героев. И благодаря этому сотворению получился хороший спектакль. Прекрасное было сотрудничество!
— Вы играли в спектакле «Братишки» по пьесе Рея Куни. Как относитесь к автору?
— К Куни? Определенно положительно! Я считаю, что это настоящий, уже русский, драматург (смеется), потому что без Куни ни один наш российский театр не выживает. Такой спектакль должен быть в репертуаре — это коммерческий проект, который обречен на успех. Кроме того, Рей Куни — потрясающе талантливый драматург! Все действия в пьесе он прописывает до минуты! И как бы мы ни старались подключать всё свое актерское мастерство, мы играем ровно столько, сколько он прописал. И это удивительно у Куни!
— А что вас привело к пьесе Владимира Зуева «Мамочки»? Спектакль очень трогательный, он цепляет, переворачивает душу...
— С этой пьесой я познакомился в Москве. Как режиссера меня задела тема матерей, ищущих своих детей. Владимир Зуев писал конкретную войну — первую чеченскую. И героини его — вполне реальны. Одна до сих пор жива и здорова, вот только своего мальчика так и не нашла. Эти женщины сделали очень важное дело — создали Комитет солдатских матерей. Тема затронула меня за живое. Ведь в Великую Отечественную мамочки, так же, как и в эту, современную, ждали и искали своих сыновей! Может, потому, что я рано потерял маму, мне захотелось поставить этот спектакль. Что-то от себя добавить, рассказать...
Сказочный возраст
— У Малютина-актера есть роли, которые хотелось сыграть, но не сложилось?
— Гамлета и Хлестакова? Это актерский штамп (смеется)! В свое время я хотел сыграть Лопахина — у меня была внутренняя готовность к данному образу, которая вдохновляла на эту роль. А вообще, много ролей, которые хотелось бы сыграть... Как режиссер и как актер, читая пьесу, я всегда соотношу себя с ее героями. И хочется сыграть за всех! И за Раневскую, и за Лопахина...
— Среди ваших актерских работ много сказочных персонажей. Всё дело в возрасте или таково состояние вашей души — сказочное?
— Сказочный возраст? Вот это здорово! На самом деле мы работаем в молодежном театре, где основной процент репертуара — детский: сказки, истории... И работая в «Глобусе», я конечно же, получал сказочные роли. Сыграл Али-Бабу, Алладина, Бэмби и Кота — в «Каштанке». В те годы по амплуа я был мальчиком. Да и сейчас в душе я еще молод (смеется)!
— Как считаете, что нужно, чтобы завоевать внимание детей?
— Очень честно работать, играть самоотверженно. Не иллюстрировать, не кривляться... Я всегда это понимал, во многом благодаря детской аудитории, и постигал секреты актерского мастерства путем честности и откровенности.
— Денис, а вам хотелось бы поставить русскую классику?
— Лермонтова я уже поставил... Конечно, хочется поставить Чехова и Островского. У меня есть собственный режиссерский чемоданчик, но вот вопрос: где реализовывать всё это, с каким актерским составом? Еще надо понимать, что ставить Антона Павловича нужно, будучи готовым к постижению его истин. Это серьезный процесс осознавания самого себя. Хотя я играл в чеховских пьесах — и в дипломном спектакле «Дядя Ваня», и в «Вишневом саде», уже здесь, в «Глобусе». Но как режиссер я еще не готов к Чехову.
— Вас приглашали на преподавательскую работу?
— Нет, об этом я пока не задумывался. Это огромная ответственность. Вы даже не представляете — какая! Артист, ведь он живет сам собой, своей ролью. А когда перед тобой по сути дети, их же надо вести, направлять. Это очень сложно...
— Что бы вы хотели пожелать зрителям театра «Глобус»?
— Хорошего настроения, ярких, незабываемых впечатлений... Вы же наверняка помните, что перед началом каждого спектакля в нашем театре звучит заставка для зрителей: «Пусть увиденное останется в чувствах». Лучше и не скажешь...
Досье «Бумеранга». Денис Малютин. Актер, режиссер. В 1999 году окончил Новосибирское государственное театральное училище по специальности «актер драматического театра». В 2015 году — режиссерский факультет Театрального института имени Б. Щукина по специальности «режиссер драмы». С 2000 по 2014 год — актер труппы Новосибирского академического молодежного театра «Глобус». За это время сыграл более 50 ролей. С 2014 по 2016 годы — главный режиссер театра драмы им. В.Ф. Комиссаржевской Уссурийского городского округа. Основные режиссерские работы: «Дурочка» (Лопе де Вега), «Маскарад» (М. Лермонтов), «Мамочки» (В. Зуев), «Арт» (Я. Реза), «Чай с мятой или с лимоном» (Д. Наварро, П. Одекер), «Дуэт The Sunshine boys» (Н. Саймон). Сказка «Кот в сапогах».