Анна Бабанова: «Патриотизм – трудное, но нужное для детей слово»

9 ноября 2012
Марина Вержбицкая, «Новая Сибирь»

Театр «Глобус» покажет новую авторскую версию русской народной сказки «Финист — Ясный сокол».

Новосибирский молодежный театр «Глобус» ожидает пополнение детского репертуара. 21 и 22 ноября на большой сцене состоится премьера спектакля «Финист — Ясный сокол». Сказку с веселыми хороводами, старинными песнями на новый лад, чудесами, превращениями и страшным боем в волшебную летнюю ночь на Ивана Купалу представит омский режиссер Анна Бабанова и ее команда — художники Олег Головко и Светлана Матвеева и прославленный мастер пластических решений Игорь Григурко.

Анна Бабанова — выпускница актерского и режиссерского факультетов Российской академии театрального искусства (ГИТИС) и штатный режиссер-постановщик Омского академического театра драмы. В портфолио госпожи Бабановой драматические постановки и мюзиклы, комедии и трагедии, русская классика и новая драма. Спектакли режиссера принимают участие в театральных лабораториях, входят в шорт-листы известных фестивалей (международный театральный фестиваль современной драматургии «Коляда-Plays», фестиваль «Маска плюс» в рамках национального театрального фестиваля «Золотая маска», международный театральный фестиваль «Молодые театры России») и пользуются успехом у публики всех возрастов и поколений. 


 Анна Владиславовна, в вашей режиссерской практике присутствуют спектакли для взрослой публики и постановки, рассчитанные на детскую аудиторию. Как вы для себя формулируете разницу в работе над детской и взрослой драматургией?

 Мне одинаково интересно работать и для взрослых, и для детей. Подход, конечно, разный. Сегодня дети смотрят голливудские мультики в формате 3D. А в кинотеатрах 5D кресла ходуном ходят, очки создают полную иллюзию реальности: кажется, на тебя что-то летит, прикасается крыльями, в лицо брызгает вода, бьет ветер, трава шуршит под ногами. Театр проигрывает по всем этим показателям. Но есть надежда на то, что живой человек на сцене заставит зрителя волноваться и возникшая на спектакле энергия взаимодействия публики с артистами создаст в целом атмосферу 8D. Это чудо театра, которое для кино, каким бы оно ни было объемным, немыслимо.

 Сегодня много спорят о детском театре и драматургии, в которой нуждаются современные дети. Как вы полагаете, что хотят видеть на сцене дети?

 Дети всегда хотят чуда, и сказка иносказательно рассказывает им о жизни и ее идеалах. Детская драматургия учит детей, как справиться с первой грустью и страхом. Именно через нее ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо, что есть белое, а что — черное. Идея о справедливости в мире закладывается в драматургии для детей и преподносится им через хороший юмор. Конечно, когда ребенок вырастет, он начнет понимать, что жизнь состоит из полутонов, но его нравственной платформой благодаря театру и литературе станет осознание того, что если ты хороший человек, у тебя все получится.

 «Финист — Ясный сокол» — популярная русская народная сказка, которую неоднократно реинтерпретировали и экранизировали. Вы написали собственную инсценировку. В чем ее особенность?

 В детстве я очень любила фильм по сказке «Финист — Ясный сокол», а когда поставила диск своему пятилетнему сыну Ване, он посмотрел и сказал: «Скукота!» Тогда-то я и решила ее переписать. Сделать более динамичной и понятной современному ребенку по языку. При этом мне было важно, чтобы сыну понравилось. Через него я проверяю все свои сказки. Усаживаю сына на репетицию, когда еще нет декораций, костюмов, а есть только музыка и актер. Если Ваня на какой-то сцене отвлекается, просит поиграть с телефоном, я сразу меняю в ней что-то, сокращаю, переделываю. Вот так, вместе с моим ребенком, мы сделали спектакли «Бременские музыканты», «Золушка», «Али-Баба и сорок разбойников». И все они успешно идут в театре.

 Вы привлекаете сына к работе над детскими постановками, а когда вы определились с выбором профессии?

 С самого раннего детства я репетировала дома, играя с куклами. Затем это продолжилось в детском саду, в школе, с друзьями на улице, в спортивном лагере. И это были не только спектакли. Я организовывала игры в казаков-разбойников, концерты для бабушек во дворе и праздники для родителей. Взрослые оставляли на меня нескольких детей, а через два часа мы с ними уже были готовы показывать всем спектакль. За пределы домашней и соседской публики со своим творчеством я вышла в 12 лет. Это была постановка в Доме культуры литовского города Снечкус. В ней участвовали не только дети, но и взрослые. Как мне тогда это удалось, до сих пор не могу понять... Но мне очень помогали мои сестры, которые играли в спектакле, и моя тетя — педагог от Бога. По-видимому, онапочувствовала во мне способности и решила поддержать.

 А какой сценический мир вы создаете в спектакле театра «Глобус»?

 Нас с художником Олегом Головко вдохновляет в этой постановке стиль картин русского художника Архипа Куинджи. А началось все с одной фразы, которая мне встретилась в материале о язычестве. Когда я прочла ее, мне показалось, что она очень перекликается с повествованием в фильме «Властелин колец» и мультфильме «Планета сокровищ». Начиналась она так: "Сойдутся в купальску ночь силы света и тьмы...«Так обычно звучат тексты в жанре фэнтези, а, оказывается, в нашем русском фольклоре это тоже есть.

 Что для вас важно сообщить историей Финиста — Ясного сокола детям?

 Когда я была ребенком, мне так нравились в этой сказке слова Финиста, которыми он отвечал злому Картаусу: «Кто за Родину сражается, защищает дело правое, тот бессмертен в доброй памяти у потомков и Отечества! Не боюсь я тебя, подлого, не бывало на Руси богатырей-предателей!» Патриотизм — трудное, но нужное слово для детей. Особенно сегодня.