Елена Могелюк, новостная лента сайта театра «Глобус»
Дорогие друзья! 15, 16 мая 2014 года в 18.30 на большой сцене театра «Глобус» состоится премьера спектакля «Дядюшкин сон» по одноимённой повести Ф. М. Достоевского в постановке главного режиссёра театра Алексея Крикливого. О Достоевском, неугасаемой актуальности его творчества и о жизни во сне — в нашем интервью с постановщиком.
— Алексей, в одном из интервью несколько лет назад Вы подчеркнули, что больше предпочтения отдаёте прозе, чем драматургии. И за последние четыре года немало спектаклей поставили как раз по прозаическим произведениям: «Толстая тетрадь» А. Кристоф, «Крейцерова соната» Л. Толстого, «Время женщин» Е. Чижовой (Омский театр драмы), теперь — Достоевский. Получается, тенденция сохраняется?
— Видимо, да. Однако я никогда не говорил себе: только проза. Нет. Это какая-то моя данность. Почему-то мы всегда ищем себе пути, которые заведомо сложнее. Если брать пьесу к постановке, то ты можешь быть уверен, что хотя бы текст у тебя точно есть. Когда же берётся прозаическое произведение, то свой текст ещё надо сочинить.
— Этим Вас и привлекает проза?
— На мой взгляд, в прозе чуть легче найти себя. Работая с драматическим произведением, режиссёр может отступать в сторону, но он постоянно ощущает присутствие автора в тексте. Драматург так или иначе подчиняет режиссёра своей воле. Если же взять многослойную прозу Толстого, Достоевского или Кристоф, то из множества историй ты волен выбрать одну, которая будет вести тебя, и в которую ты готов вложить все свои силы. Другими словами, проза избавляет режиссёра от больших обязательств перед автором и дарит чувство внутренней свободы.
— Повесть «Дядюшкин сон» — это Ваше первое обращение к Достоевскому. Почему возникло такое желание?
— Перечитывая повесть, я открываю для себя много созвучного сегодняшнему времени. Этим и удивителен Достоевский, когда его произведения (как и творчество других классиков) способны раскрываться с разных сторон. Кроме того, мне очень интересно найти портрет и интонацию автора. Достоевскому присущ особый интонационный посыл: своему читателю он подсказывает факт и, никого из героев не осуждая, предлагает несколько способов отношения к этому факту. Как художник или как читатель ты вправе выбрать один из предложенных вариантов или представить свой собственный. В этом плане Фёдор Достоевский не такой категоричный, как Лев Толстой. Он больше расположен к читателю, предлагает примерить на себя разные обстоятельства. Достоевский будто спрашивает о том, как бы ты повёл себя на месте того или иного персонажа. Кроме всего прочего, «Дядюшкин сон» — это фантастической красоты текст, который звучит изумительно. Работать с ним — одно удовольствие.
— Вы отметили, что в повести много созвучного настоящему времени. Так в чём же заключается её актуальность?
— Я нахожу несколько актуальных сторон. Главное, что, как мне кажется, очень верно звучит сегодня — это частое упоминание слова «любовь»: Зина любит Васю, а он — её; Мозгляков любит Зину, маменька любит Зину и т. д. Кажется, что все кого-то любят. На самом деле они лишь говорят о своей любви. Это какая-то игра в любовь, в действительности же нет ничего подобного — почудилось. Поэтому мы с художником с самого начала решили, что тему любви уберём и посмотрим, заработает ли эта история без неё. И она работает. Тем не менее я замечаю, что тоска-то есть по этой любви, а силёнок душевных персонажам на неё не хватает. Когда у человека нет любви — некой опорной точки, тогда могут твориться страшные вещи. Второе отражение наших дней в повести «Дядюшкин сон» — это то, как сильно обстоятельства давят на нашу жизнь. С этой точки зрения любопытно проследить за развитием характера Зины, которая начинает с явного максимализма взглядов, категорически не принимая мировоззрение своей матери Марьи Александровны, но в какой-то момент оступается, сходит с выбранного пути и в конце истории приходит к тому, против чего когда-то сама боролась. Мне хочется разобраться, настолько ли велика сила обстоятельств, что человек не способен им противостоять.
— Достоевский не написал ни одного драматического произведения. Тем не менее, можно ли его назвать «театральным автором»?
— Обидно, что Достоевский не писал для театра. Видимо, ему хотелось очень многое сказать, что невозможно было бы уместить в драматические жанры. Плотность его текстов слишком велика: каждое событие он пристально рассматривает с разных сторон. Как автор Достоевский невероятно притягателен, с ним хочется «общаться». Что касается его сценического выражения — то это уже зависит от режиссёров, постановщиков и артистов.
— Сама повесть несколько напоминает затянувшийся анекдот. Правда, смех какой-то грустный... В каком жанре видите Вы свой спектакль?
— Пока трудно сказать. Сейчас мне нравится быть слегка необязательным в таких вещах, как определение жанра. Мне нравится быть внутренне свободным. Бывает такое, что жанр, как иногда и замысел, оформляется в конце.
— Расскажите, пожалуйста, о декорациях. Почему так много белого цвета вокруг?
— Сценическое пространство напоминает меховую коробочку (используется искусственный мех «Игрушка»). Если пофантазировать, то за этим белым мехом мы увидим огромные просторы заснеженного царства-государства, города на отшибе Мордасова. В нём случаются удивительные сновидения, и сама реальность часто путается со сном. Зимой ведь все немного подсыпают...
— На какую аудиторию рассчитан спектакль «Дядюшкин сон»?
— На самом деле, Достоевский писал для всех. В плане захвата читательского (соответственно, зрительского) внимания представителей разных поколений у него есть всё. Есть молодая героиня Зина — значит, её история может тронуть молодых девушек; есть дама средних лет, есть старый князь... Зина находится в начале своего жизненного пути, и у неё есть надежда сделать определённый выбор, от которого будет зависеть её будущее. Марья Александровна находится в таком возрасте, когда какие-либо глобальные перемены в жизни не представляются возможными, но она всё же стремится что-то предпринимать. А вот старый Князь К., который, как пишет Достоевский, «сию минуту развалится», уже точно не в силах что-либо изменить в своей жизни... Так что, людям разных возрастов будет над чем поразмышлять.